Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
| | |
| Подсказки начинающему школьному психологу
Автор:
Наталья Нижегородцева
Опубликовано: November 11, 2005, 9:00 am
Вы решили работать в школе. С чего же начать?1. Твой начальник – директор. Именно ему ты и подчиняешься, и именно он дает указания. 2. У директора узнай цели и задачи школы и под эти цели и задачи составь свой план работы. - Изучи
правовую базу ( Положение о службе практической психологии в системе
образования от 22.10.1999 г. №636; права и обязанности школьного
психолога; этический кодекс психолога ( газета «Школьный психолог» №44
за 2001г.); рекомендуемые временные нормативы диагностической и
коррекционной деятельности (газета «Школьный психолог» №6 за 2000 г.)
- Узнай,
какой видит работу психолога директор, детально оговори свои
должностные обязанности (это очень важно!), предложи свой вариант
деятельности (с какой возрастной группой хотела бы работать,
соотношение нормативного времени с должностными обязанностями, обоснуй
свое мнение).
- Детально оговори с директором: кто и как будет контролировать твою деятельность, сроки и формы текущей отчетности.
- Обсуди с директором распорядок твоей работы, наличие методического дня, возможность обработки данных вне школы.
- Директор и завучи принимают участие в обсуждении твоего годового плана, т. к он является частью годового плана школы.
- Директор обязательно заверяет своей подписью и печатью твой годовой план, должностные обязанности.
Ссылки на ресурсы по теме:
3. Твой основной помощник в работе — газета «Школьный психолог». Много полезной информации можно найти в журналах «Вопросы психологии» и «Психологическая наука и образование» 4. Книги Марины Битяновой помогают сделать удачный старт: a) «Организация психологической работы в школе» В
книге кандидата психологических наук, доцента М.Р.Битяновой излагается
целостная авторская модель организации психологической службы в школе.
Издание знакомит читателя со схемой планирования работы школьного
психолога в течение учебного года, дает авторские варианты
содержательного наполнения основных направлений его работы:
диагностической, коррекционно-развивающей, консультативной и др. Особое
внимание уделено вопросам взаимодействия психолога с педагогами,
детским сообществом, школьной администрацией.Книга будет интересна
школьным психологам, педагогам, руководителям образовательных
организаций и методистам. б) «Работа психолога в начальной школе» В
книге излагается система работы школьного психолога с детьми 7-10 лет.
Приводятся конкретные диагностические, коррекционно-развивающие и
консультативные методики и технологии. Предлагается авторский подход к
построению работы психолога в течение учебного года, основанный на идее
психолого-педагогического сопровождения. Авторы построили книгу таким
образом, чтобы психологи могли воспользоваться ею как практическим
руководством для организации работы с детьми, их родителями и
педагогами. 5. В выборе приоритетов деятельности есть некоторые нюансы: - Если
в школе существует психологическая служба, то ты работаешь по
имеющемуся годовому плану, заранее обсудив особенности своей
деятельности.
- Если ты в школе единственный психолог, то лучше
организовать деятельность на основании плана, утвержденного школьной
администрацией. Возьми «под крыло» основные моменты развития ребенка: 1
– е классы (адаптацию к школе), 4 -е классы (психологическую и
интеллектуальную готовность к переходу в среднее звено), 5 – е классы
(адаптация к среднему звену),8 – е классы (наиболее острый период
подросткового возраста), 9 – 11- е классы (профориентационная работа,
психологическая подготовка к экзаменам).
6. Основные направления деятельности:
- Диагностическое – одно из традиционных направлений
ПОДСКАЗКА 1: Работая более 7 лет психологом в школе, я перед диагностикой задаю себе вопрос: «Зачем?», «Что я получу в результате?» Провожу
ее в крайних случаях, ( М. Битянова рекомендует диагностические
минимумы), ведь диагностика, обработка результатов, интерпретация
занимает много времени. Я чаще наблюдаю за детьми, общаюсь с ними,
учителями, родителями. Результаты диагностик обсуждаются (в рамках
дозволенного – «НЕ НАВРЕДИ РЕБЕНКУ») на педагогическом консилиуме, в
который входят завучи по среднему и начальному звену, психолог,
логопед, школьный врач (в идеале), намечаются пути, которые будут
эффективны при решении выявленных проблем.
- Коррекционно-развивающая работа
- Консультативное направление
ПОДСКАЗКА 2:
Не жди, что к тебе сразу пойдут с вопросами, проблемами. ИДИ сама.
Провела диагностику – обсуди (в рамках дозволенного – «НЕ НАВРЕДИ
РЕБЕНКУ» ) с учителем реальность выполнения рекомендаций. Если ребенку
нужны коррекционные или развивающие занятия, предложи свою помощь. Если
в должностных обязанностях этот вид деятельности не предусмотрен, то
порекомендуй специалиста, готового помочь. ПОДСКАЗКА 3: График
твоей работы, когда и в какое время ведешь консультации для детей,
родителей, педагогов, должен висеть на двери твоего кабинета, в
учительской, в фойе школы. ПОДСКАЗКА 4: В учительской
рекомендую оформить свой стенд с оригинальным названием. Я помещаю там
план на месяц, план – сетку родительских собраний (пустую, учителя
записываются), статью из газеты «Школьный психолог», помогающую
учителям проводить тематические классные часы, популярный тест для
эмоциональной разрядки.
- Просветительская работа (педсоветы, родительские собрания, беседы с детьми, лектории, и т. д)
ПОДСКАЗКА 5:
Предложи классному руководителю 7 – 8- х классов провести, например, с
классом тренинг общения, креативности или «Познай себя», заинтригуй и
учителя, и ребят. В учительской напиши оригинальное объявление о
проведении родительских собраний с приблизительными темами, повесь план
– сетку (пустую) на месяц, куда учителя смогут записать свой класс. И
им будет приятно, что о них заботятся, и Вы без перегруза времени
запланируете на месяц работу. ПОДСКАЗКА 6: А еще мы с
завучем по воспитательной работе стали проводить общешкольные
родительские собрания по параллелям. Один месяц – одна параллель. Очень
удобно и эффективно.
- Диспетчерская работа (рекомендация
психолога обратиться родителям, детям за консультацией к смежному
специалисту: логопеду, психоневрологу
7. Документация: а) Папка с документацией ( удобно завести папку с файлами):
- Положение о службе практической психологии в системе образования от 22.10.1999г. №636
- Должностные обязанности (заверенные печатью и подписью директора)
- Перспективное
планирование на год (заверенные печатью и подписью директора, с целями
школы, целью и задачами психолога или службы, видами деятельности и
сроками)
- Этический кодекс психолога («Школьный психолог» №44 за 2001г.)
- Рекомендуемые временные нормативы диагностической и коррекционной деятельности психолога («Школьный психолог» №6 за 2000г.)
- Тематика родительских собраний на год.
- План-сетка родительских собраний (вкладывается каждый месяц)
- План психолого-медико-педагогического консилиума школы.
- Различные приказы, инструкции.
б) Журналы
- Планы работы на неделю, четверть.
- Журнал консультаций.
Журнал консультаций можно оформить в виде таблицы, включающей следующие столбцы: Дата/ФИО обратившегося/Проблема/Пути решения проблемы/Рекомендации ПОДСКАЗКА 7:
В журнале под №2 я указываю, кто обратился за консультацией: учитель
(У), ребенок (р), родители (Р) и класс. Такая система помогает
экономить время при подсчете количества консультаций за месяц.
- Журнал учета групповых видов работ.
Журнал учета групповых видов работ можно оформить в виде таблицы, включающей следующие столбцы: Дата/Класс/Вид работы/Рекомендации/Примечание
- Папки с результатами обследований.
ПОДСКАЗКА 8: В папках с файлами очень удобно хранить результаты обследований.
- Папки с методическими материалами.
ПОДСКАЗКА 9: У
меня папки по различным разделам: работа с родителями, работа с
учителями, работа с учащимися, методические разработки, сказкатерапия,
консультирование. (Интересные материалы переснимаю из журналов и газет,
а «Школьный психолог» раскладываю по темам.) ПОДСКАЗКА 10: Чтобы
не было рутины в ведении документации, заполняй журналы в конце каждого
рабочего дня, обобщай все в пятницу. В конце месяца останется только
проанализировать, все ли выполнено, эффективность работы, подсчитать
количество проведенных консультации, родительских собраний,
коррекционных или развивающих занятий, тренингов.8. Методики Я пользуюсь стандартизированными методиками фирмы «Иматон». Доверяю издательствам «Речь», «Генезис», «Смысл». В арсенале у меня есть:
- Диагностика готовности ребенка к обучению в 1 – ом классе (методика Л.А. Ясюковой)
- Диагностика готовности ребенка к обучению в 5– ом классе (методика Л.А.Ясюковой)
- Диагностика психофизиологических свойств (тест Тулуз – Пьерона)
- Диагностика интеллектуальных способностей (Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра, Кубики Косса)
- Диагностика
личных качеств ( Цветовой тест М. Люшера, Факторный личностный опросник
Р. Кеттелла, Тест С. Розенцвейга, тест на тревожность, на изучение
акцентуаций характера)
9. Особенности построения взаимоотношений. а) Психолог и школьная администрация. Трудности
могут возникнуть из – за «вечного вопроса» : кому ты подчиняешься,
перед кем отчитываешься. Бывает, что администратор нагружает психолога
работой, не входящей в его должностные обязанности. Что же делать? Внимательно изучи пункт № 2 данной статьи. б) Психолог и коллектив учителей. Я
думаю, что суть этих взаимоотношений – равноправное сотрудничество. И у
учителя, и у психолога есть общая цель – РЕБЕНОК, его развитие и
благополучие.Общение с учителем должно строиться на принципах уважения
его опыта и (или) возраста, дипломатии и компромисса. В коллективе
всегда найдется группа учителей, которые с интересом включатся в вашу с
ней совместную деятельность. И у тебя появятся единомышленники. в) Психолог и учащиеся. Открытость,
улыбчивость, искренность, умение выйти из щекотливой ситуации – все это
обеспечивает твой авторитет. Важен и стиль твоего поведения: как
приглашаешь детей прийти на обследование, как идешь по коридору во
время перемены, как реагируешь на провокации, агрессию, неожиданный
приход подростков. И напоследок, я закрываю дверь в кабинет только в
случае консультации или обследования. На перемене я выхожу в рекреацию
пообщаться с ребятами или ребята (особенно младших классов) прибегают
ко мне. В запасе у меня есть притчи, которые выручали меня не
один раз, ведь подростки любят проверить твою компетентность и умение
выкрутиться из любой ситуации. Желаю УДАЧИ, искренне надеюсь, что у тебя все ПОЛУЧИТСЯ! Дополнительные материалы: 1. Подборка статей из журнала «Вопросы психологии»: (доступ к некоторым статьям можно получить здесь,
- Колмогорова Л. С., Холодкова О. Г. Особенности становления психологической культуры младших школьников, 01’1 с.47
- Фридман Л. М. О концепции школьной психологической службы, 01’1 с.97
- Панюкова Ю. Г. Предпочитаемые и отвергаемые места в школе (по материалам сочинений и рисунков учеников), 01’2 с.131
- Слободчиков В. И., Шувалов А. В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей, 01’4 с.91
- Цукерман Г. А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема, 01’5 с.19
- Степанова М. А. Профессия: практический психолог, 01’5 с.80
- Шувалов А. В. Проблемы развития службы психологического здоровья в системе дополнительного образования детей, 01’6 с.66
- Ильясов И. И. Личностно-ориентированное образование в школе: миф или реальность?, 01’6 с.133
- Развитие психологической службы в системе дополнительного образования детей, 01’6 с.136
- Аминов Н. А., Молоканов М. В. Социально-психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов, 92’1 с.74
- Белоус В. В., Шульга Т. И. Практическая помощь школьному психологу, 92’1 с.168
- Цукерман Г. А. Какая теория нужна школьной психологии?, 93’1 с.114
- Еремеев Б. А. Основное содержание мнений о людях у учителей, учащихся, родителей, 93’3 с.119
- Мясоед П. А. Теория и практика в работе школьного психолога, 93’4 с.73
- Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Принципы организации и перспективы школьной психологической службы в России, 94’2 с.99
- Григорьева М. Н. Практический опыт педологии глазами школьного психолога, 94’3 с.108
- Яковлева Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста., 94’5 с.37
- Савченко Е. А. О готовности старшеклассников противостоять аморальным проявлениям, 97’3 с.22
- Репкина Н. В. Система развивающего обучения в школьной практике, 97’3 с.40
- Заика Е. В., Лантушко Г. Н. Игры для формирования раскрепощенности в познавательной сфере школьников, 97’4 с.58
- Варламова Е. П., Степанов С. Ю. Рефлексивная диагностика в системе образования, 97’5 с.28
- Хасан Б. И., Сергоманов П. А. Ситуация обучения как продуктивный конфликт, 00’2 с.79
- Тихонова И. А. Педагогическое общение в школьной библиотеке: скрытые психологические возможности, 00’4 с.120
- Колмогорова Л. С., Холодкова О. Г. Особенности становления психологической культуры младших школьников, 01’1 с.47
- Мильруд Р. П., Можейко А. В. Диагностика стойких и временных познавательных трудностей у младших школьников, 01’3 с.117
- Цукерман Г. А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема, 01’5 с.19
- Поддьяков А. Н. Противодействие обучению и развитию как психолого-педагогическая проблема, 99’1 с.13
- Селеверстова Н. Я. Психодиагностика ребенка: за и против, 00’3 с.14
2. Сайт Служба практической психологии образования РФ
| |
| | |
|
Календарь | « Май 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
|