АНТИЧНАЯ ИСТОРИЯ
С
древнейших времен происходило взаимодействие культур: идеи и духовные
ценности, сложившиеся в недрах одной культуры, оказывали воздействие на
другие. Поэтому особенности древнегреческой цивилизации не должны
рассматриваться изолированно от достижений Востока.
Это
относится и к античной философии, охватив шей всю совокупность научных
взглядов. Зарождение ее было обусловлено коренными изменениями в
материальной жизни людей, своеобразной "промышленной революцией",
связанной с переходом от бронзы к железу в сфере производства.
Широкое
применение в производстве получает рабский труд. Происходит интенсивный
рост торгово-ремесленных элементов, возникают полисы
(города-государства), ремесло отделяется от сельского хозяйства. Широко
развернувшаяся классовая борьба между старой аристократией и новыми
социальными группами привела к установлению нового типа
рабовладельческого общества – рабовладельческой демократии.
Радикальные
общественные изменения, развитие товарно-денежных отношений, быстрое
расширение экономических связей, установление морской гегемонии – все
это производило глубокие преобразования в жизни и сознании древних
греков, от которых новые обстоятельства требовали предприимчивости,
энергии, инициативы. Расшатываются прежние верования и легенды,
быстрыми темпами идет аккумуляция положительного знания –
математического, астрономического, географического, медицинского.
Укрепляются критический склад ума, стремление к самостоятельному
логическому обоснованию мнений. Мысль индивида устремляется к высоким
обобщениям, охватывающим мироздание в едином образе. Появляются первые
философские системы, авторы которых берут за первооснову мира,
рождающую все неисчерпаемое богатство явлений, тот или иной вид
материи: воду (Фалес), неопределенное бесконечное вещество "алейрон"
(Анаксимандр), воздух (Анаксимен), огонь (Гераклит).
Возникает
не только новая картина мира, но и новая картина человека. Индивид
выводился из-под власти мифологических существ, обитающих на Олимпе.
Перед ним открывалась перспектива постижения законов бытия посредством
наблюдения и логической работы ума. Принимая решение, индивид уже не
мог полагаться на сверхъестественные силы. Ему оставалось
руководствоваться собственным планом, ценность которого определялась
степенью близости к миропорядку.
Гераклитовы
идеи о неразрывной связи индивидуальной души с космосом, о
процессуальном характере (течении, изменении) психических состояний в
единстве с допсихическими, о различных, переходящих один в другой
уровнях душевной жизни (зачатки генетического подхода), о подчиненности
всех психических явлений непреложным законам материального мира
навсегда вплелись в ткань научно-психологического знания.
Новые
учения возникают не в континентальной Греции с ее земледельческим
укладом, а в греческих колониях на побережье Малой Азии: в Милете и
Эфесе – крупнейших торгово-промышленных и культурных центрах того
времени. С утратой этими центрами политической самостоятельности восток
древнегреческого мира перестает быть средоточием философского
творчества. Им становится запад. Возникают учения Парменида (конец VI
века до н.э.) в Элее и Эмпедокла (490-430 гг. до н.э.) в Агригенте на
острове Сицилия, распространяется философия полумифического Пифагора с
острова Самос.
После
греко-персидских войн (V век до н.э.) экономический подъем и развитие
демократических институтов способствовали новым успехам философии и
науки. Наиболее крупные из них связаны с деятельностью Демокрита из
Абдер, создавшего атомистическую теорию, Гиппократа с острова Кос, воз
зрения которого на организм имели значение не толь ко для медицины, но
и для философии, Анаксагора – уроженца Клазомен, который, придя в
Афины, учил, что природа построена из мельчайших материальных частиц –
"гомеомерий", упорядочиваемых внутренне присущим ей разумом.
Афины
в V веке до н.э. – центр интенсивной работы философской мысли. В этот
же период раз вернулась деятельность "учителей мудрости" – софистов. Их
появление было обусловлено расцветом рабовладельческой демократии.
Возникли учреждения, участие в которых требовало красноречия,
образованности, искусства доказывать, опровергать, убеждать, т.е.
эффективно воздействовать на сограждан не внешним принуждением, а путем
влияния на их интеллект и чувства. Софисты за плату обучали этим
умениям.
Против
софистов, доказавших относительность и условность человеческих понятий
и установлений, выступил Сократ, который учил, что в понятиях и
ценностях должно быть общее, незыблемое содержание.
Два
великих мыслителя IV века до н. э. – Платон и Аристотель – создали
системы, которые на протяжении многих веков оказывали глубокое влияние
на философско-психологическую мысль человечества.
С
возвышением Македонии (IV век до н. э.) создается грандиозная империя,
после распада которой начинается новый период – эллинистический. Для
него характерны укрепление тесных связей между греческой культурой и
культурой народов Востока, а также расцвет в некоторых эллинистических
центрах (особенно в Александрии) опытного и точного знания. Основные
философские школы этого периода были представлены перипатетиками –
последователями Аристотеля, эпикурейцами – последователями Эпикура
(341-270 гг. до н.э.) и стоиками.
Философским
учениям эллинистического периода свойственна сосредоточенность на
этических проблемах. Положение личности в обществе коренным образом
изменилось. Свободный грек утрачивал связь со своим городом-полисом и
оказывался в водовороте бурных событий. Его положение в изменчивом мире
становилось непрочным, что порождало индивидуализм, идеализацию образа
жизни мудреца, неподвластного якобы игре внешних стихий.
Росло
недоверие к познавательным способностям человека. Возник скептицизм,
родоначальник которого, Пиррон, проповедовал полное безразличие ко
всему существующему ("атараксию"), отказ от деятельности, воздержание
от суждений о чем бы то ни было. В идеологическом плане учения стоиков,
эпикурейцев, скептиков утверждали покорность индивида по отношению к
военным рабовладельческим монархиям, возникшим после распада империи
Александра Македонского. Мудрость усматривалась не в том, чтобы
познавать природу вещей, а в том, чтобы вырабатывать правила поведения,
позволяющие сохранить невозмутимость в круговороте
социально-политических и военных потрясений.
Вместе
с тем появляются новые центры культуры, где взаимодействуют различные
течения западной и восточной мысли. Среди этих центров выделялась
Александрия (в Египте), где были созданы в III веке до н.э. при
Птолемеях библиотека и Мусей.
Мусей
представлял по существу исследовательский институт с лабораториями,
комнатами для занятий со студентами, ботаническим и зоологическим сада
ми, обсерваторией. Здесь был проведен ряд важных исследований в области
математики (Эвклид), географии (Эратосфен), механики (сюда приезжал из
Сиракуз Архимед), анатомии и физиологии (Герофил и Эразистрат),
грамматики, истории и других дисциплин. Нарастает специализация
научного труда, складываются объединения лиц, занятых научной
деятельностью (научные школы). Совершенствование техники анатомических
исследований ведет к ряду открытий, важных не только для медицины, но и
для психологии.
Древний
Рим, развитие культуры которого непосредственно связано с достижениями
эллинистического периода, выдвинул таких крупнейших мыслителей, как
Лукреций (I век до н.э.) и Гален (II век н.э.).
Позднее,
когда восстания рабов и гражданские войны начали сотрясать Римскую
империю, широкое распространение получили взгляды, враждебные
материализму и опытному изучению природы (Плотин, неоплатонизм).
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
В ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ
В
средние века обучение было по преимуществу схоластическим, причем на
протяжении долгого времени (до XII века) образованными людьми были
главным образом лица духовного звания, так как светских школ и тем
более высших учебных заведений фактически не существовало.
Светское
образование (по преимуществу рыцарское) давалось знатным юношам в
основном при дворе монархов или феодалов. (Зачатки такого воспитания
появились уже в римский период, при дворах императоров.) Это было
главным образом физическое развитие. Юношам преподавали и основы
военного искусства. Однако большинство даже знатных рыцарей не умело
читать и писать. Первые светские университеты появились только в XII
веке сначала в Италии, а затем и во Франции, в Париже. Таким образом,
можно сказать, что только церкви и монастыри являлись в тот период
главными очагами культуры, сохранив в своих библиотеках накопленные
предыдущими поколениями знания. При них и существовали школы.
Схоластика,
которая при своем появлении являлась до какой-то степени прогрессивным
явлением, так как развивала умение логически мыслить, доказывать и
строить свою речь, со временем приобрела догматический характер,
превратившись в набор силлогизмов. В церковных школах обучение
основывалось в основном на памяти. Ученики заучивали тексты наизусть,
писали только под диктовку преподавателя. Обучались они и ораторскому
искусству, в котором главным было умение вести дискуссию по строго
определенным правилам, установленным высокими авторитетами. Такое
обучение превращало учеников в пассивных проводников чужих мыслей.
Несмотря
на то что и в церковных и в возникших впоследствии светских школах
уделялось большое внимание этике, формированию социально адаптированной
личности, нравственное воспитание понималось прежде всего как усвоение
суммы привычек и манер, и никак не влияло на развитие самостоятельности
суждений.
Против
такого подхода к воспитанию выступили в эпоху Возрождения
ученые-гуманисты, которые стремились восстановить основы классического
образования, развить у воспитателей интерес к личности ребенка. Большое
внимание уделялось и разработке новых принципов обучения, ведущими из
которых стали наглядность и природосообразность, о которых впервые
заговорил еще Аристотель.
Эразм
Роттердамский считал, что честолюбивые притязания, которые применялись
как средства стимулирования обучения, вредны для нравственного
развития. Поддерживая идею сочетания наглядности с положительными
эмоциями, испытываемы ми детьми во время занятий, он заменил буквы из
слоновой кости на "печеные буквы", то есть на буквы, которые выпекались
из муки и в процессе обучения съедались детьми. Таким образом,
эмоциональные проявления стали связываться с более непосредственными и,
с точки зрения Эразма, моральными и управляемыми эмоциями. Эта система,
стремившаяся увеличить у учеников усердие и любознательность путем
поощрения со стороны преподавателей, особенно последовательно была
разработана иезуитами. Вюртембергский школьный закон 1559 года требовал
"доставлять ребенку любовь и радость" и учить в соответствии с
индивидуальными особенностями детей.
Однако,
как справедливо отмечала немецкий психолог Шарлотта Бюлер, все, что в
это время предпринималось для улучшения процесса преподавания, делалось
в интересах преподавания в узком смысле слова. Психическое развитие
ребенка изучали лишь постольку, поскольку это служило целям оптимизации
обучения. Такой подход характерен не только для Эразма Роттердамского,
но и для X.Вивеса, Р.Бэкона, Я.А.Коменского. Справедливо выступая
против схоластики и зубрежки, которые не только отупляли детей,
тормозили развитие их творческой и познавательной активности, но и
снижали мотивацию к учению, эти ученые стремились к соответствию с
естественными методами, к учету психических возможностей детей.
Недостатком их подхода было то, что, призывая подражать природе, они
понимали под природой прежде всего не внутренний мир детей, их
психические особенности, но окружающий мир, в котором происходит
переход от простой, низкоорганизованной материи к сложным
высокоорганизованным существам. Этим переходам от простого к сложному и
стремились подражать педагоги того времени, разрабатывая свои методы
обучения. Однако и в та ком механистическом подходе была та ценность,
что, анализируя этапы развития природы, ученые приходили к выводу о
наличии соответствующих этапов в психическом развитии детей. Таким
образом были заложены основы периодизации развития, но первая научная
периодизация детства была разработана, только Руссо (см,
ниже). М.Г. Ярошевский "История психологии..."