ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ
ПСИХОЛОГИЯ (англ. humanisticpsychology)—
направление в западной, преимущественно амер., психологии, предметом изучения
которого является целостный человек в его высших, специфических только для
человека проявлениях, в т. ч. развитие и самоактуализация личности,ее высшие
ценности и смыслы, любовь, творчество,свобода, ответственность, автономия,переживание мира, психическое здоровье,глубинное межличностное общение,трансценденция и т. п.
Г. п. сформировалась как течение в нач. 1960-х гг.,
противопоставляя себя, с одной стороны, бихевиоризму,который критиковался за механистичность
подхода к психологии человека по аналогии
с психологией животных, за рассмотрение человеческого поведения как
полностью зависимого от внешних стимулов, и, с др. стороны, психоанализу,критикуемому за представление о психической жизни человека как
полностью определяемой неосознаваемыми глубинными влечениями и комплексами.Г. п., объединившая большую группу
психологов, уже в 1960-е гг. приобрела большой вес и получила название «третьей силы» в западной психологии.
Г. п. представляет собой конгломерат довольно разных школ и
направлений, имеющих общую стратегическую платформу. Представители Г. п.
стремятся построить новую, принципиально иную методологию познания человека как
уникального объекта исследования.
Основные методологические
принципы и положения Г. п.
сводятся к след.: а) человек целостен и должен изучаться в его целостности; б)
каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных
случаев (casestudy)не менее
оправдан, чем статистические обобщения;в) человек открыт миру, переживание
человеком мира и себя в мире — главная психологическая реальность; г)
человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и
бытия человека; д) человек обладает потенциями к непрерывному развитию и
самореализации, которые являются частью его природы; е) человек обладает
определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он
руководствуется в своем выборе; ж) человек есть активное, интенциональное,
творческое существо. Истоки этих идей в философских традициях гуманистов
Возрождения, фр. Просвещения, нем. романтизма, философии Фейербаха, Ницше,
Гуссерля, Толстого и Достоевского, а также в современном экзистенциализме и
восточных философско-религиозных системах.
Общая методологическая платформа Г. п. реализуется в широком
спектре различных подходов. Проблема движущих сил становления и развития
личности, потребностей и ценностей человека получила раскрытие в работах А.
Маслоу, В. Франкла, Ш. Бюлер и др. Ф. Бэррон, Р. Мэй и В.
Франкл подвергли анализу проблему свободы и ответственности. Трансценденция
человеком своего бытия рассматривается при этом как специфически человеческая сущностная
особенность (Джурард, Франкл, Маслоу). Проблематика межличностных отношений,
любви, брака, сексуальных отношений, самораскрытия в общении рассматривается в
работах К. Роджерса,С. Джурарда,
Р. Мэя и др.
Основной областью практического приложения Г. п. выступает психотерапевтическая практика,в которой зародились и были развиты
многие из идей, образующих сегодня теоретический фундамент Г. п. В работах
Маслоу, Джурарда, Бэррона, Роджерса разработаны представления о психически
здоровой, полноценно функционирующей личности. Недирективная психотерапия Роджерса (см. Человеко-центрированный подход в психотерапии)и логотерапия Франкла
относятся к числу наиболее популярных и распространенных психотерапевтических
систем. Др. важная область практического приложения Г. п. — гуманистическая педагогика,которая основана на принципах
недирективного взаимодействия учителя с учеником и направлена на формирование
творческих способностей личности. Третья область практического приложения Г. п.
— социально-психологический тренинг,одним из зачинателей которого был
Роджерс (см. Группа встреч).Успехи Г. п. в этих прикладных областях
во многом определили социальную платформу Г. п., основанную на утопической идее
улучшения общества путем усовершенствования индивидов и межличностных отношений
(Маслоу). Сегодня Г. п. занимает важное и устойчивое место в западной
психологии; наметились тенденции частичной интеграции ее с др. школами и
направлениями, в т. ч. с психоанализом и необихевиоризмом. (Д. А. Леонтьев.)
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ —
см. Человекознание.
ГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ
(от лат. humor—
жидкость) — координация физиологических и биохимических процессов в организме,
осуществляемая через жидкие среды (кровь, лимфа, тканевая жидкость) с помощью
различных веществ (в т. ч. гормонов).У высокоразвитых организмов — подчинена
нервной регуляции, вместе с которой составляет единую систему нейрогуморальной
регуляции. См. Гомеостаз.
ГУМОРАЛЬНЫЙ (от
лат. humor — жидкость) — относящийся к жидкостям в организме
(кровь, лимфа, желчь, слюна,слезы и др.). См. Темперамент.
ГУМОРАЛЬНЫЙ ФАКТОР
(или агент) — любое биологически активное вещество в жидкостях организма
(напр., гормон в крови), образующееся
в организме и участвующее в гуморальной
регуляции.Древнегреч. врачи и
философы считали, что Г. фактором обусловлены не только физические, но и психические состояния и свойства
человека. Так, античная концепция темперамента
утверждала, что пропорцией 4 кардинальных жидкостей в организме
определяется тип темперамента (гуморальная концепция темперамента). (Б. М.)