АБСОЛЮТНАЯ ШКАЛА (англ.
absolutescale) — вариант шкалы, предназначенный для
измерения непрерывных свойств объекта, для которой выполняются все 4 типа
отношений между числами и объектами: 1) эквивалентность, 2) порядок, 3)
равенство интервалов и 4) равенство отношений. А. ш. имеет единственную нулевую
точку, относительно которой определяются все остальные шкальные значения.
Пример А. ш. в физике — Кельвиновская шкала температур; пример А. ш. в
психофизике — шкала светлот в брилях. См. Измерения
в психологии.(Ч. А. Измайлов.)
АБСОЛЮТНЫЙ ПОРОГ (англ.
absolutethreshold) — вид сенсорного порога.Как
понятие классической психофизики,А. п. — это величина раздражителя,
который вызывает едва заметное ощущение.С учетом статистического характера
связи между раздражителем и ощущением (реакцией) можно также сказать, что А. п.
— это такая величина раздражителя, при которой ощущение (или ответная реакция)
возникает с определенной частотой (обычно 50%). Для определения А. п. в
классической психофизике разработан ряд методов: метод постоянных раздражителей,
метод минимальных изменений, метод
средней ошибки (метод установки) и др. См. также Пороги ощущений, Порог
терминальный.(Б. М.)
АБСОЛЮТНЫЙ СЛУХ (англ.
absolutepitch,perfectpitch) — способность
правильно определять (называть) и воспроизводить голосом высоту отдельных
звуков без соотнесения их с др. звуками, высота которых известна.
А. с. — это не абсолютное развитие музыкального слуха вообще, а особая форма восприятия звуков. Лица
без А. с. при определенных условиях могут хорошо узнавать высоту тонов, напр.,
сравнивая заданный звук с самым высоким или самым низким звуком собственного
голоса (т. н. псевдоабсолютный слух). Лица с А. с. могут узнавать и правильно
называть музыкальные тоны без вспомогательных звуковысотных отношений и
«внутреннего пения».
По данным исследователей, время определения высоты звуков у людей с А. с.
значительно короче, чем у не обладающих этой способностью (от 0,4 до 0,7 с у
первых и несколько секунд у вторых). Точность А. с. максимальна в средних
регистрах и минимальна в крайних.
Различают пассивный А. с, когда испытуемый правильно
определяет высоту слышимого звука, но не может воспроизвести ее голосом по
заданному названию, и активный А. с, когда он может и называть, и
воспроизводить звуки по их высоте.
А. с. обычно обнаруживается в раннем школьном, иногда в
дошкольном возрасте.
АБСТИНЕНТНЫЙ СИНДРОМ,
АБСТИНЕНЦИЯ (англ. abstinencesyndrome;от лат. abstinentia — воздержание; умеренность) — синдром психических
и физиологических расстройств, вызванных резким и полным отказом от
употребления алкоголя, наркотиков или токсических веществ, к которым ранее была
выработана физическая зависимость. Син. (разговорный) ломка. Абстинент — человек, сознательно
воздерживающийся от приема веществ, к которым у него имеется физическая
зависимость; или больной, страдающий А. с. См. Аддиктивное поведение,
Наркозависимость, Наркомания.
АБСТРАГИРОВАНИЕ (англ.
abstracting) — (в
логике) мысленное выделение, вычленение некоторых элементов конкретного
множества и отвлечение их от прочих элементов данного множества. В качестве
исходного множества для А. может выступать множество свойств (предмета, группы
предметов), множество предметов, множество процессов, множество событий и т. п.
Напр., в общей психологии абстрагируют
общие психологические свойства от индивидуально-психологических особенностей
(см. Индивидуально-психологические
различия).Психология в целом
основана на А. психических свойств, психических процессов, психических
состояний от многих др. свойств, процессов, состояний животных и человека.
Предмет изучения любой науки, как и предмет любого исследования, м. б.
представлен как целый ряд последовательных процессов А. от конкретной
действительности. (Б. М.)
АБСТРАКЦИЯ (от
лат. abstractio— отвлечение) — один из
основных процессов умственной деятельности человека, позволяющий мысленно
вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные свойства,стороны, элементы или
состояния предмета. Иногда под А. понимается лишь результат этого процесса абстрагирования,т. е. уже вычлененное и самостоятельное, в «чистом виде»
рассматриваемое свойство предмета. Способность к А. позволяет человеку мысленно
ориентироваться на такое свойство, устойчивое выделение которого служит
условием решения соответствующей задачи (в
этом плане А. тесно связана с процессом внимания).
А. лежит в основе процессов обобщения и образования понятий.Эмпирическому и теоретическому уровням мышления соответствуют формальная и
содержательная А.
Формальная А.
состоит в вычленении таких свойств предмета, которые сами по себе и независимо
от него не существуют. Такое отчленение и изолированное выражение его
результата возможно только в мысленном плане (в А.). Так, геометрическая форма
тела сама по себе реально не существует и от тела отделиться не может. Но
благодаря формальной А. она мысленно выделяется, фиксируется, напр. с помощью
чертежа, и самостоятельно рассматривается в своих особых свойствах. Одна из
основных функций такой А. заключается в выделении общих свойств некоторого
множества предметов и в фиксации этих свойств к.-л. знаком (чаще всего словесным или чертежом). А. такого вида
называется обобщающей. Комплекс абстрагированных свойств (формальное общее)
становится представителем соответствующего класса предметов и позволяет
отличить этот класс от всех др. (напр., все тела прямоугольной формы отличить
от тел др. форм). Этот комплекс, фиксированный к.-л. знаком, становится его значением.На основе системы взаимосвязанных значений эмпирическое мышление
строит различные классификации, каталоги и определители, которые позволяют
человеку в сокращенном виде охватывать чувственное многообразие предметов
сообразно их общим свойствам. Значения слов повседневного языка и специальных
слов-терминов, создаваемые на основе формальной А., являются носителями таких
сокращений.
Содержательная А.
вычленяет те свойства, стороны и состояния предмета, которые сами по себе
обладают относительной самостоятельностью. Эта А. отражает становление подобной
самостоятельности и его результат, имеющий форму сравнительно простого и
однородного состояния.
«Абстрактное» как результат А. обозначает, т. о., нечто
выделенное, одностороннее, простое, приобретшее относительную самостоятельность
внутри сложной системы. Ему противостоит «конкретное» как нечто целостное,
взаимосвязанное, многостороннее и сложное. Развитое мышление человека
первоначально образует различные А., а затем на их основе путем конкретизации воспроизводит эту
целостность (мысленное конкретное). Такое мышление одновременно и абстрактное
(осуществляется в форме А.), и конкретное (движется к конкретному и
воспроизводит его). В этом единстве противоположных моментов состоит диалектика
теоретического мышления.
В психологии наиболее подробно и тщательно изучены
особенности формальной, или эмпирической, А., чаще всего встречающейся в
повседневной жизни и в учебной практике. Она является основой усвоения детьми знаний,описывающих
предметы по их внешним свойствам. Этот вид А. служит предпосылкой собственно
теоретического мышления, которое опирается еще и на содержательную А. До сих
пор психологические характеристики этого вида А. и закономерности ее развития у
детей изучены слабо.
В психолого-педагогической литературе правомерно отмечается
необходимость повышения уровня абстрактности мышления школьников для
полноценного усвоения ими современных научных знаний. Как показывают
специальные исследования, у детей следует, по возможности, рано начинать
формировать способность к точному вычленению и длительному мысленному удержанию
к.-л. существенных свойств и отношений предметов с целью их дальнейшего
изучения «в чистом виде». Особенно перспективно воспитание у уч-ся способности
к образованию содержательных А. и к оперированию ими. В процессе обучения можно
формировать такой уровень и такие виды А., которые соответствуют основным
требованиям современного научного мышления. См. Развивающее обучение.
АБУЛИЯ (от греч. abulia — нерешительность) — психопатологический синдром,
характеризующийся вялостью, отсутствием инициативы и побуждений к деятельности,
ослаблением воли. В зависимости от причины А. м. б. кратковременным,
периодически возвращающимся или постоянным состоянием. Тяжелая А. — признак
кататонической формы шизофрении,циркулярного психоза. А., как правило,
возникает при массивных поражениях лобных долей мозга. А. м. б. симптомом,
указывающим на начальную стадию психического заболевания как у взрослых, так и
у детей. Нерезко выраженная А. иногда наблюдается и при некоторых пограничных
состояниях (напр. при психоневрозах). А. не следует смешивать со слабоволием,
являющимся следствием неправильного воспитания. Ср. Гипобулия.(Е. Д.
Хомская.)
АВЕРСИВНАЯ ТЕРАПИЯ (от
лат. aversatio—отвращение) — общее название группы терапевтических методов,
основанных на применении неприятных (аверсивных) стимулов, вызывающих у клиента
неприязнь, отвращение, крайне неприятные, болезненные ощущения; относится к
методам бихевиоральной терапии (см. Модификация
поведения).А. т. применяется,
как правило, при коррекции т. н. девиантного
поведения — прежде всего алкоголизма, агрессивного поведения, различных
сексуальных отклонений. В качестве аверсивного стимула чаще всего выступает: а)
лекарственный препарат, вызывающий головную боль, тошноту, рвоту (напр.:
аметин, апоморфин, антабус, которые сами по себе не вызывают никаких неприятных
соматических ощущений, но в сочетании даже с малыми дозами алкоголя приводят к
головокружению, рвоте и пр.); б) весьма чувствительный, хотя и не
представляющий опасности для здоровья и
жизни удар электрическим током, внезапный громкий шум и т. п.
В основе А. т. — выработка условного рефлекса, связывающего приятный стимул (алкогольный
напиток, сексуальный образ) с неприятным, в результате чего вырабатывается
отвращение к стимулу, который был для него приятным. В СССР в 1934 г. И. Ф. Случевский и
А. А. Фрикен разработали способ лечения алкоголиков, в котором аверсивным
стимулом служил апоморфин: спустя 3 мин после инъекции которого давали 25 г водки; для выработки
условной тошнотно-рвотной реакции на запах и вкус алкоголя было необходимо
15-20 повторений. Позже методика неоднократно модифицировалась (И. В. Стрельчук
и др.).
Отношение к А. т. далеко не однозначное, что определяется
целым рядом причин: 1) недостаточно высокой эффективностью лечения; 2) крайней
тяжестью вегетативных реакций, а также недопустимостью использования рвотных
агентов при многих заболеваниях (сердца, желудочно-кишечного тракта, почек,
печени, а также при туберкулезе); 3) этическими соображениями, не допускающими
применения принуждения пациента и насилия над его волей. (И. А. Мещерякова.)