ЖЕЛАНИЕ (англ. wish;desire)— одна из
форм мотивационного состояния. Слово «Ж.» широко используется как в научной,
так и фолк-психологии.Примечательно, что в разработанном А.
Вежбицкой «естественном семантическом
метаязыке»,который «претендует»
на то, чтобы представлять лексические универсалии, наряду с первичными понятиями «знать», «чувствовать»,
«думать» и «говорить», есть и универсалия «желать» (или «хотеть»). В психологии
также следует выделить минимум первичных неопределяемых понятий, используя его
как базис для определения др. психологических понятий. Пока же мы вынуждены
ограничиться нестрогим сопоставлением близких и лишь интуитивно ясных понятий.
Очевидно, понятие «Ж.» тесно связано с понятиями потребность, влечение,переживание.
Можно выделить несколько трактовок Ж., далеко неполно
теоретически проработанных. 1. Ж. как одна из форм психического (субъективного)
переживания потребностей, причем не только органических (ср. Влечение),но и всех прочих, в т. ч. сугубо человеческих. 2. В более точном
смысле Ж. — форма переживания потребности, в которой конкретизированы,
«представлены» предмет потребности (мотив)и возможные пути удовлетворения
потребности. 3. Многие авторы трактуют Ж. как осознанное влечение, «влечение с
сознанием его» (напр., Б. Спиноза, Л. С. Выготский),что накладывает дополнительное ограничение (по сравнению с
предыдущими трактовками). Т. о., в приведенных квазиопределениях указываются
след. семантические признаки: множество потребностей (все множество или только
часть); интенциональность (предметность, см. Интенция)Ж.;
осознанность. Как правило, совершенно иные признаки приписывают влечениям (драйвам): переживание
органических (или, что эквивалентно, биологических, гомеостатических,
витальных) потребностей; возможность неопредмеченности и неосознанности. Надо
полагать, что у животных есть только биологические влечения и только
неосознанные, хотя им нельзя полностью отказать в предметности. З.
Фрейд,по-видимому, допускал
существование как сознательных, так и бессознательных не только влечений
(инстинктивных побуждений), но и Ж. С этой т. зр., под бессознательными Ж.
понимаются такие, которые когда-то являлись сознательными, но, по соображениям цензуры,были вытеснены в область подсознательного и продолжают действовать
на сознание и через сознание, проявляясь в снах, оговорках, непроизвольных
отклонениях от адекватного поведения (парапраксиях) и пр. Очевидно, что как Ж.,
так и влечения м. б. более
ЖЕСТ (от фр. geste — движение, жест; ср. gestion — руководство)
— «выразительное движение руки,
имеющее первоначально импульсивно-инстинктивный характер и понятное в силу
непосредственного отношения, существующего между движением и внутренним
состоянием, которое оно выражает. Различаются Ж. указательные и изобразительные:
первые указывают на предмет, вторые изображают рукой предмет или действие.
Непосредственное выразительное значение Ж. благодаря
ассоциации может перейти в условное, символическое значение; такой
искусственный Ж. следует отличать от естественного. Те и др. Ж. при
сознательном употреблении становятся средством психического общения, создается язык Ж., наблюдаемый у глухонемых, у
ребенка, не владеющего речью, у примитивных народов. По теории В.
Вундта,таким же путем развилась
звуковая речь из естественных выразительных звуковых Ж.» (Варшава Б. Е.,
Выготский Л. С., 1931). См. Американский
язык жестов, Мимика, Мимико-жестовая речь, Пантомимика, Слепоглухонемота.
ЖИВОЕ ДВИЖЕНИЕ (англ.
livingmovement)— биодинамическая структура,
характерная для двигательного поведения живых организмов и по своим
функциональным свойствам аналогичная морфологическому (анатомическому) органу (Н.
А. Бернштейн).Как психологическое понятие Ж. д. было
введено в научный оборот Н. Д. Гордеевой и В. П. Зинченко и стало рассматриваться
как «реактивный, развивающийся функциональный
орган,обладающий
дифференцирующейся на детали структурой и собственной биодинамической тканью».
Основные свойства: предметность (детерминация
— хотя и неполная, но решающая — структуры и динамики движения предметной
ситуацией, отраженной в образе действующего субъекта); реактивность (в ответ на изменение к.-л. одной своей детали Ж. д.
реагирует изменением ряда др. деталей или даже всей своей структуры);
способность к развитию и распаду в онтогенезе;чувствительность к ситуативным
изменениям и сдвигам в функциональных состояниях индивида, а также к отдельным
элементам исполнительного действия. См. Гетерогенность
живого движения.(А. И. Назаров.)
ЖИВОЕ ЗНАНИЕ — см.
Знание живое.
ЖИЗНЬ (англ. life).Извлечение
предмета научного исследования из жизненного контекста и возвращение в него
результатов — задача, которая рано или поздно возникает перед наукой.
Препятствием на пути к ее решению служит противоречие между богатством
представлений о Ж., множественностью ее образов и скудостью односторонних
абстракций, часто не имеющих отношения к Ж. во всем богатстве ее проявлений. В
сов. науке бытовало (а в сов. Ж. практиковалось) столь же бесспорное, сколь и
бессодержательное определение Ж. как способа существования белковых тел. Об
этом страстно писал А. А.
Ухтомский:«Наука — это принципиально связное миропонимание...
или "жизнепонимание". Поэтому — проступок против основного принципа
науки, когда хотят понимать Ж. с ее к.-н. одной стороны. Так грешит современная
физиология, современная биология, так грешил и грешит материализм всех времен».
Ухтомского не удовлетворяло, что подобные определения Ж. не имеют отношения к
интересам непосредственного сознания,философии, добавим — и психологии.
Определение Ж. должно основываться на ценности ее. Ухтомский
дал такое «определение» (1927): «Ж. — асимметрия с постоянным колебанием на
острие меча, удерживающаяся более или менее в равновесии лишь при устремлении,
при постоянном движении. Энергический химический элемент ставит живое вещество
перед дилеммою: если задержаться на накоплении этого вещества, то — смерть, а
если тотчас использовать его активно, то — вовлечение энергии в круговорот Ж.,
строительство, синтез, сама Ж. В конце концов один и тот же фактор служит
последним поводом к смерти для умирающего и поводом к усугублению Ж. для того,
кто будет жить». В этом определении не равновесие, а несоответствие,
несимметричность есть норма.В Ж. преобладает дисгармония.
Равновесие — лишь момент, условием которого являются постоянные устремление и
движение. Заменив «химическое вещество» на опыт, знания,а «живое
вещество» на живое существо, получим характеристику человеческой Ж. как
асимметрию, с постоянным колебанием на острие меча между познанием и действием, сознанием и деятельностью,умом и сердцем, опытом и его
использованием и т. д. Это более правдоподобное понимание Ж., в т. ч. и
духовной, по сравнению с вожделенными многими поколениями физиологов и
психологов равновесием, единством, гомеостазом,гармонией, покоем.
Включение в определение Ж. не только движения, энергии, но и
устремления, т. е. казалось бы, субъективного обстоятельства для Ухтомского не
случайно. Он неоднократно подчеркивал, что субъективное не менее объективно,
чем т. н. объективное: «субъективное и объективное идут рука об руку и
соотносительно, непосредственно переходя одно в др. ». «Постоянное
устремление», входящее в определение Ж., это реальность, представляющая собой психику (а м. б. и душу?!),которую
современник Ухтомского А. Н. Северцов признал фактором эволюции (см. Адаптация).(В. П. Зинченко.)
или менее сильными и длительными. При невозможности
удовлетворения тех и др. возникает состояние фрустрации.(Б. М.)
ЖИТЕЙСКОЕ ПОНЯТИЕ (англ.
everydayconcept)— традиционно понимается как
несовершенное, образующееся вне специального обучения, при спонтанном усвоении детьми значения
слова, а потому ограниченное обобщением узкого круга практических явлений
понятие-представление, в котором слиты существенные и несущественные признаки.
Син. спонтанное (Ж. Пиаже),эмпирическое, детское понятие.
Л. С.
Выготский считал, что основное различие между Ж. п. и научным заключается в
пути их развития. Ж. п. развивается как бы снизу вверх, от непосредственного
сталкивания с вещами, поэтому ребенок поздно приходит к возможности дать
словесное определение (что подтверждается данными англ. психолога Барренса о
большей трудности определения школьниками понятия «брат» по сравнению с более
отвлеченными понятиями). Развитие научного понятия
происходит сверху вниз, начинается со словесного определения, с логических
операций, связанных с ним; понятие как бы «прорастает внутрь». Это различие
нельзя преувеличивать, т. к. развитие Ж. п. тесно связано с развитием научных
понятий. Более того, в мыслях, напр. младших школьников, нельзя отделить
понятия, приобретенные в «школе», от понятий, приобретенных «дома», однако «с
т. зр. динамики у них совершенно разная история: слабость одного понятия будет
обнаружена как раз там, где др. уже относительно созрело» (Выготский).
А. Н.
Леонтьев также практически отождествляет детское и Ж. п. и
противопоставляет их взрослому, научному. Первые связаны с соответствующей им
действительностью «отношением прямой отнесенности». Так, для ребенка слово
«рычаг» выступает как носитель первичного обобщения ряда конкретных предметов,
напр., рукоятки машины, длинной палки, а для взрослого оно значит любое физическое
тело, имеющее 1 точку опоры и 2 точки приложения сил (ср. Деконтекстуализация).Научное
понятие соотносится с предметом «в сложном движении перехода через систему
опосредствующих отношений, т. е. необходимо предполагает наличие развернутого
дискурсивного процесса, в котором раскрывается эта иерархическая связь понятий
и осуществляется "переливание" понятия в др. понятия» (Леонтьев).
Этот подход согласуется с идеей Пиаже и Выготского: самое существенное отличие
спонтанных понятий от неспонтанных — в данности первых вне системы. См. Мышление комплексное, Обобщение, Предпонятие, Псевдопонятие.(И. А. Мещерякова.)
ЖЕНЕВСКАЯ ШКОЛА
ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ — направление в исследовании психического развития
ребенка, созданное Ж. Пиаже.Предмет генетической
психологии — изучение происхождения и развития интеллекта у ребенка; формирование фундаментальных понятий, таких
как объект, пространство, время, причинность и др.; особенности детской логики;
сходство и различие психики ребенка и психики взрослого человека. Однако главная задача этой науки — изучение
механизмов познавательной деятельности ребенка, которые скрыты за внешней
картиной его поведения. В Ж. ш. г. п. изучают, как происходит переход от одних
форм мыслительной деятельности к др., от простой структуры умственной
деятельности к более сложной, и каковы причины этих структурных преобразований.
Для выявления этих механизмов в Ж. ш. г. п. был разработан
новый метод психологического исследования — метод клинической беседы,когда
изучаются не симптомы, внешние признаки явления, а процессы, которые приводят к
их возникновению. По образному выражению Э. Клапареда, этот метод позволяет
исследователю устремляться за убегающей мыслью, обнаруживать ее, преследовать
до тех пор, пока не удастся «ее схватить, вскрыть и воочию показать загадку ее
построения».
Систематическое исследование мышления и речи ребенка с
помощью клинического метода позволило открыть новые факты. Важнейший из них — эгоцентризм (см. Пиаже, Центрация)ребенка — основная особенность его
мышления, его умственная позиция. Как показали многочисленные исследования
психологов Ж. ш. г. п. (Пиаже, Б. Инельдер, Е. Шеминский и др.), развитие на всех
уровнях эволюции интеллекта ребенка есть переход от эгоцентризма через
децентрацию к более объективной умственной позиции. Такой переход Пиаже назвал основным законом психического развития.
Психологи Ж. ш. г. п. связывают качественное своеобразие
умственного развития ребенка с теми структурами интеллекта, которые формируются
при жизни благодаря действиям. Внешние материальные действия ребенка до 2 лет,
первоначально выполняемые развернуто и последовательно, благодаря повторению
схематизируются и с помощью символических средств (подражание, игра,умственный образ, рисунок, речь)в дошкольном
возрасте переносятся во внутренний план. Там они сокращаются,
координируются с др. действиями и уже в младшем
школьном возрасте превращаются в операции. В генетической психологии,
созданной Пиаже, операция рассматривается
как основная единица мышления (см. Операции интеллектуальные).Аналог операций на сенсомоторном уровне
развития ребенка, конкретные и формальные операции составляют 3
фундаментальные структуры интеллекта. Процесс их достижения позволяет разделить
весь ход психического развития на 3 больших периода, и в каждом намечается ряд
стадий. Открытие стадий развития интеллекта — второе после эгоцентризма, крупное достижение психологов Женевской
школы.
Наряду с описанием последовательности стадий развития
женевских психологов интересует внутренняя логика развития интеллекта. Они
пытаются осмыслить факты детского развития в аспекте их жизненного,
биологического значения и поэтому связывают развитие детского мышления с
общебиологическими способами жизнедеятельности организма, ассимиляцией, аккомодацией, адаптацией.В постоянном взаимодействии и противоречии процессов ассимиляции и
аккомодации, в постоянной тенденции к уравновешиванию их женевские психологи
видят внутренний источник непрерывности психического развития.
Общую картину развития интеллекта в Ж. ш. г. п. пытаются
дополнить изучением эмоциональных процессов, памяти, воображения, восприятия,
которые рассматриваются как целиком подчиняющиеся интеллекту. В последнее время
женевские психологи проявляют интерес к процессу обучения, к исследованию
развития ребенка в разных культурах,к
диагностике психического развития,к
вопросам изучения патологии мышления. Новые исследования проводятся и в области
психолингвистики.Все эти исследования осуществляются в рамках концепции Пиаже и
подтверждают ее основные принципы:
1) благодаря обучению можно ускорить усвоение понятий, но величина и природа
достижений всегда зависят от исходного уровня развития; 2) социальные влияния
подчинены схемам и структурам, лишь с помощью последних субъект способен
воспринять эти влияния; 3) порядок формирования фундаментальных структур
мышления постоянен, но сроки их достижения могут варьировать в зависимости от
ряда внешних факторов; 4) законы познавательного развития универсальны: они
действуют как в процессе развития мышления ребенка, так и в ходе научного
познания.
Генетическая
психология как наука была создана для того, чтобы на ее основе можно было
построить генетическую эпистемологию —
учение о происхождении и развитии научного дознания. Пиаже, как основатель этой
концепции, был глубоко убежден в том, что для изучения природы познания
необходимо использовать психологические данные. По его мнению, нельзя
реконструировать генезис человеческого мышления у доисторического человека — мы
ничего не знаем о психологии неандертальца или кроманьонца. Поэтому мы должны
обратиться к онтогенезу и именно на
детях изучить развитие логического, математического и физического знания.
Анализируй концепцию генетической психологии, разработанную
Пиаже и его учениками, Л. С.
Выготский и его последователи подчеркивают, что нельзя начинать анализ
психического развития с индивида, потому что нет и не м. б. независимости
ребенка от общества. Поэтому, признавая факты, полученные в исследованиях
женевских психологов, Выготский и его последователи выступают против их
интерпретации с позиции натуралистического понимания источника и движущих сил
развития. (Л. Ф. Обухова.)