| По направленности
психологических исследований (на выявление общих закономерностей либо
на особенности конкретного больного) можно выделить общую и частную медицинскую психологию.
Общая медицинская психология изучает общие вопросы и включает в себя следующие разделы:
- Основные закономерности
психологии больного человека (критерии нормальной, временно измененной
и болезненной психики), психологии врача (медицинского работника),
психологии повседневного общения больного и врача, психологической
атмосферы лечебно-профилактических учреждений.
- Психосоматические и соматопсихические взаимовлияния.
- Индивидуальность (темперамент, характер, личность), эволюцию и
этапы ее постнатального онтогенеза (включая детство, отрочество,
юность, зрелость и поздний возраст), аффективно-волевые процессы.
- Медицинскую деонтологию, включающую вопросы врачебного долга, этики, врачебной тайны.
- Психогигиену (психологию медицинских советов и консультаций,
психологию семьи, психогигиену лиц в кризисные периоды их жизни
(пубертатный, климактерический). Психологию брака и половой жизни.
Психогигиеническое обучение, психотренинг взаимоотношений врача и
больного.
- Общую психотерапию.
Частная медицинская психология изучает конкретного больного, а именно:
- особенности психических процессов у психических больных;
- психику больных на этапах подготовки, выполнения хирургических вмешательств и в послеоперационный период;
- особенности психики больных, страдающих различными заболевани-ями
(сердечно-сосудистыми, инфекционными, онкологическими,
гинекологическими, кожными и т.д.);
- психику больных с дефектами органов и систем (слепота, глухота и т.п.
);
- особенности психики больных при проведении трудовой, военной и судебной экспертизы;
- психику больных алкоголизмом и наркоманией;
- частную психотерапию.
Можно выделить конкретные
клиники, где находят практическое применение знания соответствующих
разделов медицинской психологии: в психиатрической клинике – патопсихология; в неврологической – нейропсихология; в соматической – психосоматика.
Патопсихология изучает,
по определению Б. В. Зейгарник, структуру нарушений психической
деятельности, закономерности распада психики в их сопоставлении с
нормой. При этом патопсихология использует психологические методы,
оперирует понятиями современной психологии. Патопсихология может
рассматривать задачи как общей медицинской психологии (когда изучаются
закономерности распада психики, изменения личности психических
больных), так и частной (когда исследуются нарушения психики
конкретного больного для уточнения диагноза, проведения трудовой,
судебной или военной экспертизы).
Близка к патопсихологии нейропсихология,
объектом изучения которой служат заболевания ЦНС (центральной нервной
системы), преимущественно локально-очаговые поражения головного мозга.
Психосоматика изучает влияние психики на возникновение соматических проявлений.
Из всего объема медицинской психологии в данном пособии основное внимание будет уделено патопсихологии. Патопсихологию
следует отличать от психопатологии. Последняя является частью
психиатрии и изучает симптомы психического заболевания клиническими
методами, используя медицинские понятия: диагноз, этиология, патогенез,
симптом, синдром и др. Основной метод психопатологии –
клинико-описательный.
Взаимосвязь медицинской психологии
с другими науками
На
развитие медицинской психологии оказывают существенное влияние
следующие медицинские дисциплины: психиатрия, неврология,
нейрохирургия, психотерапия, терапия. Это влияние взаимообразно. Близка
медицинская психология и к ряду других психологических и педагогических
наук – экспериментальной психологии, трудотерапии,
олигофрено-педагогике, тифлопсихологии, сурдопсихологии и др.
Медицинская психология оказывает значительное влияние на развитие общетеоретических вопросов психологии:
- соотношение социального и биологического в развитии психики,
- анализ компонентов, входящих в состав психических процессов,
- развитие и распад психики,
- роль личностного компонента в структуре различных форм психической деятельности.
Медицинская психология
использует знания педагогики, социологии, философии и т.д.
Необходимость комплексного подхода пронизывает всю работу медицинского
психолога.
Литература
- Банщиков В. М., Гуськов В. С., Мягков И. Ф. Медицинская психология. – М., 1967.
- Зейгарник Б. В. Патопсихология. – М., 1976.
- Карвасарский Б. Д. Медицинская психология. – Л., 1982.
- Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. – Прага, 1983.
II. Патопсихология
Основное
внимание в предлагаемом пособии уделяется патопсихологии, так как эта
область медицинской психологии является неотъемлемой частью диагностики
и экспертизы в психиатрических и соматических клиниках. Во 2-й главе
описаны нарушения различных психических процессов (памяти, внимания,
мышления, речи, восприятия), а также предложено несколько
психологических методов для исследования этих нарушений. В 3-й главе
описаны наиболее распространенные психические заболевания, в
диагностике которых в психиатрической клинике участвует патопсихолог.
Одна часть в описании болезни представляет собой
клинико-описательный метод, используемый психиатрами. Акцентируется
внимание на терминах, используемых психиатрами. Об этой терминологии
психолог должен быть осведомлен, однако при этом в своих заключениях
должен использовать методы и язык психологии. Последнее находит
отражение в другой части описания заболевания. Там описываются
нарушения, характерные для определенного заболевания, выявляемые с
помощью специально подобранных тестов.
Патопсихологическое исследование
Патопсихологические
исследования нарушенной психики проводились вначале только в
психиатрических клиниках. Для выделения критериев нормы и патологии
изучались параллельно особенности психики здоровых людей. С точки
зрения психосоматической медицины, определенные личностные особенности
человека лежат в основе ряда соматических заболеваний. Тогда
патопсихологическое исследование особенностей психики необходимо
проводить и в соматических клиниках с целью дальнейшей психокоррекции
личности и профилактики соматических заболеваний.
Патопсихологическое исследование включает в себя следующие компоненты:
- беседу с больным;
- эксперимент (тестирование);
- изучение истории болезни;
- наблюдение за поведением во время исследования;
- анализ полученных результатов;
- оформление заключения.
Патопсихологические экспериментальные задания подбираются для
решения практических задач клиники. В основном исследуются нарушения
развития личности и нарушения психических процессов:
- расстройства восприятия;
- расстройства внимания;
- расстройства памяти;
- расстройства мышления;
- расстройства умственной работоспособности.
Нарушения развития личности
Существует
множество определений личности. В зависимости от того, какого
определения личности придерживается психолог, будет строиться
патопсихологический эксперимент, подбираться определенные тесты.
Для исследования нарушений
личности психологу необходимо четко представлять, что нужно исследовать
в конкретном случае: мотивы, установки, интересы, ценности, конфликты,
интерперсональные связи и т.д.
Б. В. Зейгарник, описывая
нарушения личности, акцентирует внимание на наиболее разработанных в
отечественной психологии теоретических понятиях, основанных на
деятельностном системном анализе. При этом деятельность исследуется
через анализ изменения мотивов. Специально проведенные исследования
деятельности больных с патологией психики выявили нарушение структуры
иерархии мотивов. При различных психических заболеваниях отмечаются
отклонения в формировании адекватного уровня притязаний в сравнении с
нормой, формируются различные патологические потребности и мотивы,
нарушается смыслообразование, возможность саморегуляции и опосредования
поведения, критичность и спонтанность поведения.
М. С. Лебединский,
В. Н. Мясищев рассматривают связь многих болезней, их возникновение и
течение с личностью больного. Они выделяют распад, деградацию личности
в результате органического поражения головного мозга; патологическое
развитие личности (психопатии); патологические реакции и развитие в
форме неврозов. Эндогенные заболевания (МДП и шизофрения) генетически
детерминированы, однако особенности личности нередко являются одним из
условий развития психоза. В динамике шизофрении, эпилепсии и
органических заболеваний наступают изменения личности, характерные для
данного заболевания.
Б. Д. Карвасарский выделяет следующие основные задачи исследования личности:
- Изучение роли личности в происхождении нервно-психических и соматических болезней.
- Определение значения личностного фактора в патогенезе болезней и формировании клинических картин.
- Выявление особенностей изменения личности при разных заболеваниях.
- Разработка эффективных личностно ориентированных методов психопрофилактики, психотерапии и реабилитации.
Выделяют два основных метода
исследования личности – клинический и лабораторный. Первый основан на
наблюдении за больным и беседах с ним, второй предполагает
использование разнообразных тестов.
Изучение истории жизни
человека происходит с помощью "анамнестического”, или биографического,
метода. Необходимо собрать сведения о больном не только с его слов, но
и со слов его близких. Многое узнать о личности больного можно из
реальных взаимодействий во время групповой психотерапии. автор Т. П. Пушкина
...
| |