БАШНЯ МОЛЧАНИЯ (англ.
silenttower) — каменное сооружение с толстыми
стенами и рвом (а также с герметическими лабораторными камерами), построенное в
Л. по заказу И. П. Павлова для
проведения экспериментов с собаками по выработке условных рефлексов.Предполагалось,
что изолированные от случайных внешних шумов животные будут демонстрировать
нормальное поведение, а исследователи смогут проводить «чистые» эксперименты.
Против всех ожиданий собаки «отказывались» работать в таких условиях и
демонстрировали явно ненормальное поведение. (Б. М.)
БДИТЕЛЬНОСТЬ
ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА (англ. vigilance)— свойство человека-оператора,характеризующее
его способность своевременно обнаруживать сигналы и выполнять необходимые
действия. См. Готовность к действию.
БЕЗ-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ
— см. Мышление без-образное.
БЕЗОРИЕНТИРНОЕ ПОЛЕ (нем.,
англ. ganzfeld)— пустое,
гомогенное, лишенное зрительных ориентиров поле, естественным примером которого
является безоблачное небо (и без звезд). Восприятие локального объекта в Б. п.
отличается рядом специфических особенностей, в частности, потерей стабильности
пространственного положения. В полной темноте неподвижный светящийся объект
кажется хаотически движущимся (автокинетическая
иллюзия, автокинез). См. Иллюзии
восприятия.
БЕЗУСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС (англ.
unconditionedreflex,UCR) — рефлекс, осуществляемый на основе постоянной, генетически
обусловленной нервной связи между воспринимающими элементами н. с. и
исполнительными органами. Термин принадлежит И. П. Павлову.Б. р. —
врожденная реакция, всегда осуществляющаяся при действии на организм
определенных раздражителей.
Имеются простые Б. р., обеспечивающие нормальную работу
отдельных органов и систем (сужение зрачков под действием света, кашель при
попадании в гортань инородного тела и т. п.), и более сложные Б. р.
поведенческого характера (пищевые, оборонительные, сексуальные и т. п.),
лежащие в основе инстинктов. См. Зрачковый
рефлекс, Новорожденность, Оборонительный рефлекс, Условный рефлекс.
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ (англ.
unconscious) — понятие,
обозначающее совокупность психических образований, процессов и механизмов, в
функционировании и влиянии которых субъект не отдает себе отчета. Разработка
представлений о Б. в психологии была начата З. Фрейдом,который первым обратил внимание на то, что многие человеческие
действия, кажущиеся на первый взгляд случайными, обусловлены глубинными мотивами и комплексами,которые сам
человек не осознает. Эти мотивы проявляются также в сновидениях, невротических
симптомах, продуктах творчества и др.
В дальнейшем различные проявления Б. изучались как в прикладной клинической психологии,так и в экспериментальной психологии.На сегодняшний день выделяются 5 классов проявлений Б.
1. Неосознаваемые побудители деятельности (мотивы и
смысловые установки), которые не осознаются из-за их социальной неприемлемости
или рассогласования с др. потребностями, мотивами и установками личности (см. Защита психологическая).Влияние такого рода мотивов и установок
может приводить к нарушениям адаптации и
психического здоровья личности.
Коррекция этих нарушений осуществляется посредством психотерапии,в процессе
которой клиент приходит к осознанию конфликтных побуждений и получает
возможность их сознательного контроля.
2. Неосознаваемые механизмы (в частности, механизмы
фиксированной установки), обеспечивающие беспрепятственное выполнение привычных
поведенческих автоматизмов и
стереотипов, применение в соответствующей ситуации имеющихся у субъекта навыков и умений.Лежащие в их
основе операции первоначально
осознаны; по мере их отработки и автоматизации они перестают осознаваться.
3. Механизмы и процессы подпорогового
восприятия объектов. Объекты, воспринимаемые на этом уровне, не даны в виде
образа и не осознаются субъектом, однако они оказывают регулирующее влияние на
протекание его деятельности.
4. Надсознательные явления (неосознаваемые механизмы
творческих процессов, результаты которых осознаются как художественные образы,
научные открытия, проявления интуиции, вдохновения,творческого озарения и др.).
5. Структуры общественного Б. — неосознаваемые языковые,
культурные, идеологические и иные схематизмы, мифы и социальные нормы, определяющие мировосприятие
людей, принадлежащих к данной культуре (см.
Пралогическое мышление).
Неосознаваемый характер функционирования существенной части
психического аппарата человека — неизбежное следствие его устройства.
Неосознаваемые процессы не требуют контроля со стороны сознания,что позволяет
разгрузить его для выполнения др. задач. Вместе с тем возможность осознания (но
не постоянная осознанность) движущих человеком мотивов, внутриличностных конфликтов и структур общественного Б.
позволяет человеку подняться на более высокую ступень управления своим
поведением. (Д. А. Леонтьев.)
БИНОКУЛЯРНОЕ ЗРЕНИЕ (от
лат. bini — два + oculus — глаз; букв.
«зрение 2 глазами») — видение 2 глазами; обеспечивает восприятие глубины и
объемности предметов. В основе бинокулярного восприятия глубины и объемности
лежит бинокулярный параллакс —
различия в проекционных изображениях объекта на сетчатке левого и правого глаз,
возникающие вследствие различий в пространственном положении обоих глаз. При Б.
з. возбуждения, идущие из сетчатки одного глаза, сливаются в коре мозга с
возбуждениями, идущими из сетчатки др. глаза. Их полное слияние (фузия) дает
восприятие одного объекта в поле зрения. При неполном слиянии имеет место либо
восприятие двойственных объектов, либо возникает впечатление объемности
(стереоскопический эффект, см. Стереопсис).(Т. П. Зинченко.)
Б. з. в совершенном виде — это зрение при 2 открытых глазах, характеризующееся устойчивой фузией,
т. е. слиянием воедино изображений одного и того же предмета, проецируемых на
сетчатки глаз, и истинным стереоскопическим восприятием рельефа предмета.
Б. з. филогенетически относительно молодая функция зрения:
сформировалась она лишь на том уровне развития восприятия, когда оба глаза
оказались расположенными на фронтальной плоскости головы и основная часть поля
зрения стала, в результате, общей для них. Морфологический субстрат Б. з. у
человека почти совсем развит к моменту рождения: это анатомическая симметрия
обеих половин зрительного анализатора, начиная с сетчатки и кончая зрительной
корой, а также конвергенция монокулярной зрительной информации от левого и
правого глаза на одних и тех же нейронах коры (у человека г. о. нейронов 18-го
поля затылочной коры по Бродману). Но Б. з. у новорожденных еще нет. Глаза
новорожденных обращаются к яркому свету, однако движения их еще разобщены; лишь
в возрасте 3-4 нед у ребенка появляются согласованные движения обоих глаз.
Несколько позднее ребенок уже может прослеживать обоими глазами движения мелких
предметов. Но только в возрасте 6 мес эти движения становятся вполне точными.
Б. з. продолжает совершенствоваться и далее.
Слияние изображений, получаемых от предметов на обеих
сетчатках, в единый образ возможно лишь в том случае, если они попадают на т.
н. корреспондирующие (соответствующие)
точки сетчаток. Известно, что все, что мы фиксируем (и что проецируется в
центральные ямки сетчаток), воспринимается нами в одиночном виде. Центральные
ямки сетчатки поэтому должны считаться корреспондирующими точками сетчатки.
Одиночно воспринимаются также все объекты, проецирующиеся на сетчатки обоих
глаз одинаково по отношению к центральным ямкам: эти точки также называются
корреспондирующими. Геометрическое место всех точек пространства,
проецирующихся на корреспондирующие точки сетчатки, называется «гороптер».Если изображение предмета в обоих глазах падает на
несоответствующие (диспаратные)места сетчаток, то это приводит, в
зависимости от степени диспаратности (бинокулярного параллакса), к
стереоэффекту (стереопсису)или диплопии (двоению изображений).
Диплопия может обнаруживаться, напр., при параличе 1 из наружных мышц глаза (см.
Глубинное зрение, Зрительное восприятие,
Панума зона).
БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН
(англ. biogeneticlaw)— положение,
сформулированное Э. Геккелем (1834-1919), отражающее закономерное повторение (рекапитуляцию)признаков предковых форм в индивидуальном (преимущественно
эмбриональном) развитии высших организмов. При этом онтогенез (термин, введенный Геккелем) рассматривается как сжатое и
сокращенное повторение процесса филогенеза
— тех этапов, которые прошли предки в своей эволюции. С усложнением
телесной организации взрослой формы индивидуальное развитие удлиняется путем
надставок, последовательно повторяющих путь эволюции данного вида. Б. з. не
охватывает все закономерности индивидуального развития организмов и не отражает
всю взаимообусловленность онто- и филогенеза. Как показал А. Н. Северцов (см. Адаптация), не только филогенез
определяет онтогенез, но и онтогенез является базой для филогенеза.
Ошибочное распространение Б. з. на психику человека
выразилось в концепции, согласно которой психическое развитие индивида
повторяет путь развития предшествующих поколений (более или менее отдаленных
предков ребенка) и предопределяется им (см., напр., С. Холл, Периодизация психического развития).Психическое развитие постулируется
здесь как стихийный процесс, якобы не зависящий от воспитания и обучения
ребенка, сознательной деятельности человека и общественной практики.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЧАСЫ (англ.
biologicalclock) — эндогенные генетически фиксированные
ритмы, лежащие в основе биологической хронометрии (способности организмов к
отражению времени). Первоисточник биологических эндогенных ритмов —
короткопериодные химические или физико-химические колебательные процессы на
клеточном уровне. У высших животных доказано существование центральных
осциллирующих механизмов в ц. н. с. Наряду с короткопериодными ритмами,
обеспечивающими непрерывное функционирование органов и систем (ц. н. с.,
сердца, кишечника и др.), существуют и ритмы с суточной, приливо-отливной,
лунной, сезонной периодичностью. Эндогенные ритмы коррелируют с периодичными
процессами во внешней среде, которые действуют по отношению к Б. ч. как датчики
времени (синхронизаторы). По расхождениям между ними и Б. ч. с циркадными
(околосуточными) циклами организмы ориентируются во времени и пространстве
(напр., использование животными солнца в качестве компаса при нахождении пути к
жилищу или при миграциях). Б. ч. играют важную роль как один из факторов
поведения животных. См. Восприятие
времени, Ориентация (уживотных).
БИОНИКА (англ. bionics)— наука,
изучающая принципы строения и функционирования живых систем для решения
инженерных задач: совершенствования и конструирования машин, приборов,
строительных конструкций и технологических процессов. Как самостоятельная наука
Б. начала формироваться в 1960-х гг. в связи с бурным развитием автоматических
и автоматизированных систем управления. В основе Б. лежит метод моделирования.
Возникнув на грани биологических и технических наук, Б.,
опираясь на новейшие математические, физико-химические и физические методы,
объединяет и обогащает эти науки. Биологическая Б. изучает процессы,
происходящие в биологических системах; теоретическая Б. строит математические
модели этих процессов; техническая Б. применяет модели теоретической Б. для решения инженерных задач.
Основное внимание ученых-биоников направлено на изучение
возможностей применения в технике закономерностей систем приема и переработки
информации, присущих человеку и животному. Достигнуты значительные успехи в
разработке перцептронов, моделей нервных сетей и т. п. По мере усложнения
конструируемых машин исследования в Б. все теснее смыкаются с психологическими.
Сформировалось особое направление в Б. — психобионика. См. также Экобионика.
БИХЕВИОРАЛЬНАЯ НАУКА (англ.
behavioralscience — поведенческая
наука) — общий термин, обозначающий любую науку, которая изучает поведение индивидов и групп;в частности, к Б. н. относятся психология,социология, социальная антропология, этология.Часто используется как син. социальной
науки (А. Ребер, 1995). См. Человекознание.
БИХЕВИОРАЛЬНАЯ
ТЕРАПИЯ — см. Аверсивная терапия, Ассертивность, Модификация поведения.
БИХЕВИОРИЗМ (от
англ. behaviour— поведение) — крупное
психологическое направление. «Манифестом» Б. считается статья его основателя,
амер. психолога Дж. Уотсона,«Психология с т. зр. бихевиориста» (1913), но предпосылки
возникновения Б. складывались задолго до нее. Таковыми являлись: требования
практики, которым не могла удовлетворить «академическая» интроспективная
«психология сознания», философия позитивизма и прагматизма, нашедшая себе
благодатную почву в США, исследования поведения животных (Э. Торндайк и др.),
физиологические и психологические идеи рос. ученых (И. П. Павлов, В. М.
Бехтерев).
Б. отказывается от рассмотрения субъективного мира человека
в качестве предмета психологии и предлагает считать таковым поведение индивида (животного и
человека) от рождения до смерти. К поведению
относят все внешне наблюдаемые реакции организма
(в т. ч. отдельных его органов) на внешние воздействия (стимулы),которые можно
объективно зафиксировать невооруженным глазом либо с помощью специальных
приборов. Единицей анализа поведения, т. о., объявляется конкретная связь
стимула (S) и реакции (R).В области методологии Б. отказывается
от метода интроспекции во всех его
вариантах и предлагает метод объективного
наблюдения и метод эксперимента,
в которых исследуется связь S—R,с целью последующего предсказания
поведения субъекта и «управления» им.
Все реакции Уотсон делит на наследственные (их небольшое количество: это некоторые рефлексы,физиологические реакции и элементарные «эмоции»)и приобретенные (привычки, мышление, речь,сложные эмоции, социальное поведение и т. п.). Развитие поведения
заключается в приобретении новых реакции на основе имеющегося репертуара
наследственных реакций на безусловные стимулы, которые в опыте индивида
связываются с др., условными, и впоследствии уже эти условные стимулы вызывают
соответствующие реакции. Так, напр., эмоцию страха (замирание на мгновение,
затем громкий плач), по наблюдениям Уотсона, вызывают у младенца лишь 2
безусловных стимула: резкий звук и потеря опоры. Если сочетать их с др. (напр.,
показом белого пушистого кролика), то вскоре реакцию страха может вызвать
только один показ кролика (произошел процесс обусловливания). Элементарные
реакции связываются в опыте друг с другом и образуются сложные системы реакций
(привычки, память).
Др. основание классификации реакций — степень их
«скрытости», т. е. доступности для простого наблюдения — внешние реакции (речь, эмоции, рефлексы) — или же для
«опосредствованного» наблюдения с помощью специальных приборов — внутренниереакции (речевое мышление рассматривается как речь при скрытых
мускульных движениях; к внутренним реакциям относятся также физиологические и
химические изменения в организме в ответ на определенные стимулы).
При этом Б. не интересуется сутью собственно физиологических
процессов (это предмет физиологии, а не психологии), с одной стороны, и
переживаниями индивида, которые невозможно, с т. зр. бихевиориста, объективно
подтвердить и исследовать, — с др. Явный механицизм Б. в понимании поведения и
неявное «интроспекционистское» понимание сознания как совокупности сознаваемых
нами состояний (Б. не отрицал наличия понимаемого т. о. сознания — он не считал
его предметом научного исследования) вызвал серьезную критику со стороны
многочисленных его оппонентов (гештальт-психологов, психоаналитиков и др.),
которая повлияла на возникновение необихевиоризма
(см. Толмен, Халл).Представители последнего
стали «вставлять» в схему S—R«промежуточные переменные» (образ, цель, потребность и
др.), т. е. ревизовать основные положения Б. Вместе с тем в концепции
оперантного бихевиоризма Б. Скиннера (с 1930-х гг.) возрождаются и
даже усиливаются постулаты классического Б.
До 1960-х гг. Б. и необихевиоризм занимали господствующее
положение среди концепций амер. психологии, оказав значительное влияние на
формы и приемы психотерапии (бихевиоральная
терапия,см. Модификация поведения),социально-психологические концепции (А.
Бандура, Д. Тибо, Дж. Келли и др.), методы обучения (программированное обучение),психологию рекламы и т. п. (Е. Е.
Соколова.)
БЛИЗНЕЦОВЫЙ МЕТОД (англ.
twinstudies) — один из основных типов исследований в
психогенетике (генетике поведения),идея
которого впервые выдвинута Ф. Гальтоном (1875). Логические основания Б. м.
след.: 1) существует 2 типа близнецов — монозиготные
(МЗ) с идентичным генотипом и дизиготные (ДЗ), генотипы которых
различаются, как у обычных братьев и сестер; 2) постулируется примерное
равенство постнатальных средовых влияний для членов МЗ и ДЗ пар. Сопоставление
внутрипарного сходства у МЗ и ДЗ дает возможность определить относительную роль
генотипа и среды в детерминации изучаемого признака. Если признак контролируется
генотипом, то сходство МЗ должно значительно превосходить сходство ДЗ
близнецов. Такой вариант Б. м. получил название метода парных сравнений (или контрастных групп).
В настоящее время в психологии используют также: метод разлученных МЗ близнецов, метод контрольного близнеца, метод близнецовой пары. Б. м. имеет
недостатки, связанные с особенностями пре- и постнатального периода развития
близнецов. Существенной причиной ошибок при использовании Б. м. является
недостаточная корректность допущения о равенстве средовых влияний для МЗ и ДЗ
близнецов. Имеются достоверные данные о неодинаковых условиях развития МЗ по
сравнению с ДЗ близнецами. В связи с этим при изучении психологических
признаков с помощью Б. м. необходимо проводить специальный анализ тех переменных
близнецовой среды, которые значимы для формирования исследуемого признака и
внутрипарного сходства по нему у близнецов.
Преодолеть некоторые недостатки Б. м. позволяет также его
сочетание с генеалогическим и популяционным методами (см. Психогенетика).Помимо решения психогенетических задач применение различных
вариантов Б. м. позволяет раскрыть психологическое содержание понятия «среда» и
дает новые возможности для проведения исследований по проблемам психологии
личности, социальной психологии и в др. областях психологической науки. (И. В.
Равич-Щербо.)
БЛИЗОРУКОСТЬ (миопия)
— см. Оптическая система глаза.
БЛОКИ МОЗГА (англ.
brainblocks) — структурно-функциональная модель
мозговой организации высших психических
функций человека, разработанная в нейропсихологии
А. Р. Лурия для объяснения интегративной деятельности мозга как единой
системы. Согласно данной модели, каждая высшая
психическая функция,интерпретируемая
как сложная сознательная форма психической деятельности, реализуется при
участии 3 Б. м., каждый из которых вносит специфический вклад в ее
осуществление и характеризуется определенными особенностями строения и
физиологическими принципами, лежащими в основе его работы, а также той ролью,
которую он играет в реализации психической функции.
1-й Б. м. — блок
регуляции уровня активации мозга, его тонуса; включает неспецифические структуры разных уровней: ретикулярную формацию
ствола мозга, структуры среднего мозга, диэнцефальных отделов ствола,
лимбической системы, медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга.
Он обеспечивает уровень общей и избирательной активации, необходимый для осуществления психической функции. С
дефектами этого Б. м. связаны, напр., модально-неспецифические
расстройства памяти.
2-й Б. м. — блок
приема, переработки и хранения информации; включает основные анализаторные
системы (зрительную, слуховую, кожно-кинестезическую), корковые зоны которых
расположены в задних отделах больших полушарий. Работа данного блока
обеспечивает модально-специфические процессы, а также сложные интегративные
формы переработки информации, необходимые для осуществления высших психических
функций. См. Модально-специфические
расстройства памяти.
3-й Б. м. — блок
программирования, регуляции и контроля за протеканием психической функции;
включает моторные, премоторные и префронтальные отделы коры больших полушарий.
Характеризуется большим числом двусторонних связей со многими корковыми и
подкорковыми структурами. Обеспечивает формирование и осознание мотивов деятельности, ее замыслов и
целей, а также регуляцию и контроль за результатами деятельности (см., напр., Расстройства памяти как мнестической
деятельности).См. также Локализация высших психических функций.(Е. Д. Хомская.)