Е-ВОЛНА (от англ.
expectation— ожидание) — отрицат.
изменение электрического потенциала, регистрируемое в передних отделах коры
мозга в период между действием предварительного (предупреждающего) и пускового
(т. е. требующего к.-л. реакции испытуемого) сигналов. Е-в. отражает состояние
готовности к восприятию сигнала к действию.
Е-в. развивается через 0,5 с после действия
предупредительного сигнала, ее длительность растет с увеличением интервала
между 1-м и 2-м стимулами. Амплитуда Е-в. прямо коррелирует со скоростью двигательной
реакции в ответ на пусковой стимул и увеличивается при напряжении внимания,возрастании волевого усилия и т. п., что указывает на тесную связь
этого феномена с механизмами произвольного поведения человека. См. Антиципация, Вызванные потенциалы.
ЕДИНСТВА СОЗНАНИЯ И
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП — основополагающий принцип деятельностного подхода в психологии.Сформулирован в 1934-1940 гг. С. Л.
Рубинштейном в след. форме: «Формируясь в деятельности, психика, сознание в
деятельности и проявляется. Деятельность и сознание — не 2 в разные стороны
обращенных аспекта. Они образуют органическое целое — не тождество, но
единство». При этом и сознание,и деятельность
понимается иначе, чем в интроспективной и бихевиористской традициях.
Деятельность не является совокупностью рефлекторных и импульсивных внешних реакций на внешние стимулы, поскольку
регулируется сознанием и раскрывает его. Сознание рассматривается как
реальность, не данная субъекту непосредственно, в его самонаблюдении:оно м. б.
познано лишь через систему субъективных отношений, в т. ч. через деятельность
субъекта, в процессе которой сознание формируется и развивается.
Данный принцип разрабатывался эмпирически в обоих вариантах
деятельностного подхода, однако между ними существовали различия в понимании
характера этого единства. А. Н.
Леонтьев считал, что решение Рубинштейном проблемы единства сознания и
деятельности не выходит за рамки старой раскритикованной им же самим дихотомии
психического, понимаемого как «явления» и переживания, и деятельности, понимаемой
как внешняя активность, и в этом смысле такое единство лишь постулируется.
Леонтьев предложил иное решение проблемы: психика, сознание «живет» в
деятельности, которая составляет их «субстанцию»; сознание как образ является
«накопленным движением», т. е. свернутыми действиями, бывшими вначале вполне
развернутыми и «внешними», т. е. сознание не просто «проявляется и формируется»
в деятельности как отдельная реальность — оно «встроено» в деятельность и
неразрывно с ней.
Развивая идеи Леонтьева, П. Я.
Гальперин рассматривал психику как ориентировочную
деятельность,которая неотторжима
от собственно «внешней» предметной деятельности, сама может считаться «внешней»
в том смысле, что ориентировка осуществляется «внешнедвигательным образом», и,
даже когда она становится «внутренней», это деятельность с предметами внешнего
мира; и поэтому нельзя, строго говоря, противопоставлять психическое как
внутреннее деятельности как внешнему. Действительная противоположность, по
Леонтьеву, — противоположность процесса (деятельности,
ориентировки, умственных действий и т. п.) и образа (как «накопленного», «остановленного на мгновение» процесса,
как результативного выражения процесса). (Ср. Восприятие.)
Результатами конкретно-эмпирической разработки Е. с. и д. п.
являются весьма красивые исследования, доказывающие, что включение того или
иного психического процесса в различные виды деятельности меняет его
результативность и др. свойства: напр., в сюжетно-ролевой игре,являющейся ведущей деятельностью для дошкольников
современного общества, дети обнаруживают гораздо большую способность к
запоминанию к.-л. материала, нежели в условиях общения с экспериментатором в
лаборатории; амплитуда движений раненой руки существенно меняется от степени
осмысленности деятельности для испытуемого (в значимой для субъекта трудовой
или спортивной деятельности восстановление системы движений идет намного
быстрее, нежели в условиях простых механических упражнений); включение в
совместную деятельность с др. людьми зачастую кардинально меняет сложившееся к
тому времени к ним отношение и т. п. (Е. Е. Соколова.)
ЕСТЕСТВЕННЫЙ
ЭКСПЕРИМЕНТ (англ. naturalexperiment)—
особый вид психологического эксперимента,разработанный известным рос. психологом
А. Ф. Лазурским (1874-1917). Лазурский впервые доложил о Е. э. на 1-м съезде по
экспериментальной педагогике (1910), а в 1918 г. вышла в свет книга «Естественный
эксперимент и его школьное применение» — итог 6-летней работы кружка,
организованного Лазурским из числа сотрудников психологической лаборатории
Психоневрологического института. Значительный вклад в разработку Е. э. внесли
также психологи М. Я.
Басов и В. А. Артемов («Естественный эксперимент». — М., 1927).
Е. э. соединяет положительные черты метода объективного наблюдения (естественность) и метода лабораторного эксперимента (целенаправленное
воздействие на испытуемого). Он проводится в условиях, близких к обычной
деятельности испытуемого, который не знает, что он является объектом исследования.
Это позволяет избежать отрицат. влияния эмоционального напряжения и
преднамеренности ответной реакции. Сближая экспериментальные исследования с
жизнью, Е. э. позволяет изучать психические процессы и свойства личности в
естественных условиях трудовой, учебной или игровой деятельности. Он доступен и
несложен для проведения. Наблюдение нередко
дополняется беседой с испытуемым.
Недостаток метода Е. э. — сложность вычленения для
наблюдения отдельных элементов в целостной деятельности испытуемого, а также
трудности в использовании приемов количественного анализа. Результаты Е. э.
обрабатываются путем качественного анализа полученных данных.
Один из вариантов Е. э. — психолого-педагогический
эксперимент (экспериментальное обучение),при котором изучение школьника ведется
непосредственно в процессе его обучения и воспитания, с целью активного
формирования психических особенностей, подлежащих изучению (см. Обучающий эксперимент).См. также Виды наблюдения.