ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ
ПСИХОЛОГИЯ (англ. differentialpsychology) — раздел
психологии, изучающий индивидуально-психологические
различия между людьми. Термин Д. п. введен нем. психологом В.
Штерном (1900). Д. п. изучает как психологические различия конкретных
индивидов, так и типологические различия психологических проявлений у
представителей разных социальных, классовых, этнических, возрастных и др.
групп. Сравнительному исследованию чаще всего подвергаются личностные и
интеллектуальные особенности индивида, изучаемые в эксперименте, определяемые с
помощью наблюдения, тестов или анализа результатов самонаблюдения.Одна из важных задач современной Д. п., ранее часто
ограничивавшейся описанием характера и диапазона индивидуально-психологических
проявлений, заключается в выделении наиболее существенных параметров
организации психической деятельности (измерений, факторов), от которых зависит
индивидуально-типологическая характеристика субъекта. Для понимания причин и
условий возникновения индивидуально-психологических различий важно изучение их
нейрофизиологических факторов в виде основных свойств н. с.;это изучение ведется ныне в рамках
дифференциальной психофизиологии,возникшей благодаря работам Б.
М. Теплова и его сотрудников (см.
Небылицын В. Д.)на базе концепции
типов и свойств н. с. И. П.
Павлова.
Современная Д. п. широко применяет развитый
математико-статистический аппарат, в т. ч. методы корреляционного,
регрессионного, дискриминантного и факторного
анализов.Данные Д. п. имеют
важное прикладное значение для практики обучения, воспитания, психиатрических и
психотерапевтических воздействий, определения профессиональной пригодности,
профотбора и профориентации.
ДИХОТИЧЕСКОЕ СЛУШАНИЕ
(англ. dichoticlistening)—
восприятие на слух 2 разных по
содержанию или звучанию сообщений, одно из которых поступает (через наушник) на
левое ухо, а др. — на правое. Применяется в исследованиях эхоической памяти
(см. Память эхоическая)и избирательности
восприятия (селективности), а также межполушарной
организации психических процессов (межполушарной функциональной
асимметрии). См. также Затенение, Метод дихотического прослушивания.(А. И. Назаров.)
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ОЩУЩЕНИЯ
(англ. durationofsensation)— интервал времени, в течение которого
возникает, развивается и исчезает ощущение,т. е. длительность его существования.
Д. о. определяется временными условиями взаимодействия анализатора с раздражителем (стимулом).Как правило, Д. о. не совпадает с
длительностью воздействия раздражителя. Ощущение возникает через некоторый интервал
времени после начала воздействия, исчезает оно также спустя некоторое время
после прекращения воздействия (см. Последовательный
образ).
ДОВЕРИЕ (англ. trust)— согласно
«Энц. словарю» Брокгауза и Эфрона, Д. — это «психическое
состояние,в силу которого мы
полагаемся на к.-л. мнение,кажущееся нам авторитетным, и потому
отказываемся от самостоятельного исследования вопроса, могущего быть нами
исследованным. Итак, Д. отличается как от веры, так равно и от уверенности.
Вера превышает силу внешних фактических и формально логических доказательств.
Д. же касается вопросов, находящихся в компетенции человеческого познания;
доверяется тот, кто не хочет или не может решить или сделать чего-либо сам,
полагаясь или на общепринятое мнение, или на авторитетное лицо. Уверенность
есть сознание собственной силы и состоит в Д. к истинности своего знания или правоте своего дела; Д.,
напротив, проистекает из сознания слабости, неуверенности в себе, признания
авторитета». (См. также Уверенность в
себе.)
Г. Г.
Шпет дал самую общую характеристику веры. Вера состоит не в чем ином, как в
принятии возможности за действительность. Вере всегда противостоит сомнение
вообще или всеобщая возможность сомнения — скептицизм. И вера и скептицизм
подлежат не опровержению, а изображению. Шпет замечает, что мы имеем дело с
одной палкой: хватишься за веру, на др. конце — скептицизм, хватишься за
скептицизм, на др. конце — непременно вера. В отличие от принципиального
скептицизма или от сомнения, возведенного в принцип, есть вполне здравое сомнение
— как субъективное переживание, означающее минимальную степень уверенности.
Такое сомнение сопровождает не все, а только некоторые суждения.
ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ
(англ. long-termmemory)— вид памяти человека и
животных, характеризующийся прежде всего длительным сохранением материала после многократного его повторения и воспроизведения.Функциональные и структурные
характеристики Д. п. наиболее изучены у человека, тогда как основные данные о
нейрофизиологических механизмах памяти получены в экспериментах на животных
(см. Памяти морфологический субстрат, Памяти физиологические механизмы).Нейрофизиологической основой Д. п.
служат консолидированные следовые состояния мозга, которые формируются в
процессе разных видов обучения. При образовании следов Д. п. временные
последовательности преобразуются в структурно-пространственные, в силу чего они
являются не процессом, а структурой. В этом причина устойчивости Д. п. ко
многим внешним воздействиям и существенное отличие от следов кратковременной памяти,которые по сути своей являются
процессами.
Эффективность Д. п. оценивают отношением числа символов,
которые сохранились в памяти спустя некоторое время (более 30 мин), к числу их
повторений, необходимых для запоминания.Этот показатель зависит от количества
информации в запоминаемом материале.
Различают 2 формы Д. п.: эксплицитная (декларативная) память — сознательное восстановление
прошлого, память на факты, события, и имплицитная
(см. Память процедурная),которая проявляется в условных рефлексах, привычках, навыках (моторных,
перцептивных, речевых и пр.). Отчасти это деление аналогично прежнему делению
на память духа и память тела (в терминах А. Бергсона). Имплицитная память, в
отличие от эксплицитной, не подвержена амнезии. Е. Тульвинг (1972) различает в
структуре эксплицитной Д. п. 2 вида хранилищ, которые соответствуют делению
памяти на семантическую и эпизодическую (в т. ч. автобиографическую). В
семантической памяти содержится вся информация, необходимая для того, чтобы
пользоваться речью (слова, их символические репрезентации, правила манипуляции
с ними). Эта память содержит все известные человеку общие знания
(безотносительно к месту и времени их получения). В эпизодической памяти, наоборот,
сведения и события «привязаны» к определенному времени и/или месту их
получения. Информация, хранящаяся в семантической и эпизодической памяти, в
различной мере подвержена забыванию: в большей мере — находящаяся в
эпизодической памяти, в меньшей мере — в семантической. Модель Д. п. А. Пайвио
(1971) предполагает дифференциацию познавательных процессов на вербальные и
невербальные, которым соответствуют 2 различные системы памяти. В процессе
решения субъектом мнемических задач эти системы функционируют совместно, хотя
могут в неодинаковой мере определять успешность запоминания. Вербальные
механизмы играют некоторую роль в запоминании зрительного материала. Однако
основные закономерности этого процесса определяются специфическими
невербальными механизмами, которые способны самостоятельно обеспечить высокую
эффективность запоминания. М. Познер (1978) разработал модель Д. п., в которой
постулируется существование 3 уровней мнемических структур: уровень следов,
копирующих физические свойства стимуляции в модально-специфической форме;
уровень понятийных структур, в которых отображается прижизненный опыт субъекта;
уровень глобальных когнитивных систем в виде семантических сетей и субъективных
пространств, необходимых для отражения окружающей действительности с требуемой
степенью полноты.
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (англ.
preschoolage)— этап психического развития, в
отечественной периодизации занимающий место между ранним возрастом и младшим
школьным возрастом — от 3 до 6-7 лет. В Д. в. выделяют 3 периода: младший
Д. в. (3-4 г.);
средний Д. в. (4-5 лет) и старший Д. в. (5-7 лет). Д. в. имеет исключительно
важное значение для развития психики и личности ребенка. Его называют возрастом игры,поскольку именно игра — ведущая деятельность данного возраста.
В младшем Д. в. основное содержание игры составляет воспроизведение предметных действий людей, которые
не направлены на партнера или на развитие сюжета. В среднем Д. в. главным
содержанием игры выступают отношения между людьми. Действия выполняются не ради
них самих, а ради определенного отношения к др. в соответствии с взятой на себя
ролью (4-5 лет — возраст
максимального расцвета ролевой игры).
Введение сюжета и игровой роли значительно повышает возможности ребенка во
многих сферах психической жизни. В старшем Д. в. сутью игры становится
выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Игровые действия
сокращаются, обобщаются и приобретают условный характер. Ролевая игра
постепенно сменяется игрой с правилами.
Помимо игровой, для Д. в. характерны др. формы деятельности:
конструирование, рисование, лепка, восприятие сказок и рассказов и пр. Можно
наблюдать также элементы трудовой и учебной
деятельности,хотя в развитой
форме учения и труда у дошкольника
еще нет.