Быть эмоциональным становится все выгоднее.
Уже
и специалисты HR признали, что эмоциональный интеллект (умение
распознавать и выражать эмоции) в карьере более важен, чем пресловутый
IQ. Все чаще звучит призыв (очень правильный, кстати) не подавлять
эмоциональность у мальчиков и не отбирать у них эту роскошь – иметь
чувства. Но отчего-то эта позитивная тенденция не отражается пока на
встречах с клиентами. Наоборот, из сессии в сессию одним из основных
лейтмотивов остается отсутствие эмоций.
Все чаще психологи сталкиваются с такими явлениями, как низкий
эмоциональный фон, неспособность ярко почувствовать, осознать свои
чувства и идентифицировать их. Самый частый в гештальт-терапии вопрос
«Назови три чувства, которые ты сейчас испытываешь»
нередко
воспринимается как каторга: клиент начинает думать, пытаться что-то из
себя выдавить.… И тогда в голове терапевта проносится привычно быстрый
ответ: раздражение, досада, сочувствие. Первые два – потому что клиент
топчется на месте и никак не выдаст то, за чем сам сюда пришел. А
сочувствие – потому что жалко человека, которому трудно со своими
эмоциями. Хочется его достать из скорлупы и показать, что можно жить и
чувствовать. Что же загоняет людей в раковину?
Воспитание.
Сколько слов
уже было сказано о бедных мальчишках, которым и плакать нельзя, и
чувства свои показывать – они должны быть непоколебимыми, сильными,
закованными в латы рыцарями. Мало того, что со временем к ним
становится тяжело пробиться туда, за эти латы, им самим тяжело
достучаться оттуда, изнутри. Поэтому не надо удивляться, что из малыша,
которому вследствие его мужского пола купируют эмоции, вырастает парень
с эмоциональными проблемами, которому тяжело понять себя и окружающих.
С ранних лет мы объясняем, что вот это птичка, а вот это – самокат.
Точно так же надо показывать и называть чувства: это радость, а это
печаль, это гордость, а это досада. Ведь у малыша очень широкий спектр
эмоций, и он способен понять очень многое. Если к нам прибегает
зареванный сынок, ударивший коленку, не надо ему напоминать, что он
«мужчина, а мужчины не плачут». Зачем ребенку, который и так сейчас
переживает бурю непонятных чувств, еще и вину вешать и ставить под
сомнение его половую принадлежность? Лучше поговорить с ним о том, что
сейчас с ним происходит. Ведь он же за этим и пришел к вам! Малыш, ты
ударился, тебе теперь больно и обидно! Как я тебя понимаю! Мне тоже
бывает больно, когда я ударяюсь, и очень-очень обидно. Вы удивитесь,
заметив, что после ваших слов кроха станет спокойнее: вы помогли ему
проговорить его собственные эмоции, выразили сочувствие, поддержали
его. Это не сделает его слабым. Зато научит видеть свои эмоции,
называть их, проговаривать. А заодно покажет, что в сложные минуты
ребенок всегда может рассчитывать на поддержку и понимание родителей.
Вот и все, коленка не болит, и уже не так обидно, и в себе малыш еще
больше уверен: мама с папой, оказывается, тоже падают и ударяются. А
главное, они такие любимые, и всегда готовы защитить и помочь.
Стереотипы.
Говоря о
мальчиках, не забудем про девочек. А вернее, отметим тот факт, что
«эмоциональная недостаточность» перестает быть чисто мужской
«привилегией». Образ сильной женщины, которая умеет добиваться своего,
строит успешную карьеру, не зависят от мужчины (даже мужчины своей
мечты). Понятно, что у такой женщины есть цели, к которым она
планомерно идет. Она вынуждена стать отличным тайм-менеджером, чтобы
успеть все: и детей родить и вырастить, и стать успешной в профессии -
ни минуты, потраченной, впустую. Образ «железной леди», «сильной
женщины» нередко отбирает у женщины ее природную эмоциональность,
способность чувствовать и переживать. Но ведь жизнь – это не череда
успехов и поставленных в графиках галочек. Это, собственно, время для
жизни. А иногда за достижением целей совсем не успеваешь жить – на это
просто не остается ни сил, ни времени. Какие уж там эмоции… Что же
касается мужской стороны вопроса, то здесь 7не буду повторяться о
стереотипе «чувствонепробиваемого» мужчины.
Семейные традиции.
Этот
пункт я вынесла из темы воспитания вообще, чтобы поговорить о
преемственности эмоциональности. Есть семьи, в которых эмоции будто под
запретом. И тогда семейная терапия с такой группой клиентов становится
особенно интересной. Когда у тебя перед глазами как цветок распускается
Человек Эмоциональный, это всегда очень красиво, трогательно,
захватывающе…. А когда это несколько взаимодействующих друг с другом
людей, тогда это целый букет свежих цветов – новых открытий на
эмоциональном уровне. Если в семье эмоции негласно обесцениваются, а
ценятся стахановские результаты, или считается, что эмоциональность –
вторичный половой признак, то дети не научатся эмоциональности у
родителей, и будут транслировать их установки в своей детской и
взрослой жизни.
Что с этим делать?
Дать
зеленый свет своим эмоциям и научить ребенка справляться со своими.
Кажется, что эта задача решаема только с помощью психолога. Но дома
родителям и детям тоже есть чем заняться. Вспомните свои давние
увлечения: кто-то мечтал попробовать себя в художественном мастерстве,
а кто-то исписывал тетрадки стихами… Вернитесь к своим увлечениям и
попробуйте каждый день отображать свой эмоциональный фон в своеобразном
дневнике в виде рисунков, заметок, четверостиший – как вам хочется. И
не забывайте делиться своими эмоциями с малышом: рассказывайте ему о
том, что чувствуете на протяжении дня, тактично обозначайте его эмоции,
обсуждайте героев сказок – а что чувствуют они? Ведь эмоции – это
краски нашей жизни, и стоит себе позволить это удовольствие – увидеть
мир цветным.
Петрусь Мария, психолог.