Подсказки начинающему школьному психологу
Автор: Наталья НижегородцеваОпубликовано: November 11, 2005, 9:00 am Вы решили работать в школе. С чего же начать?
1. Твой начальник – директор. Именно ему ты и подчиняешься, и именно он дает указания.
2. У директора узнай цели и задачи школы и под эти цели и задачи составь свой план работы.
- Изучи правовую базу ( Положение о службе практической психологии в системе образования от 22.10.1999 г. №636; права и обязанности школьного психолога; этический кодекс психолога ( газета «Школьный психолог» №44 за 2001г.); рекомендуемые временные нормативы диагностической и коррекционной деятельности (газета «Школьный психолог» №6 за 2000 г.)
- Узнай, какой видит работу психолога директор, детально оговори свои должностные обязанности (это очень важно!), предложи свой вариант деятельности (с какой возрастной группой хотела бы работать, соотношение нормативного времени с должностными обязанностями, обоснуй свое мнение).
- Детально оговори с директором: кто и как будет контролировать твою деятельность, сроки и формы текущей отчетности.
- Обсуди с директором распорядок твоей работы, наличие методического дня, возможность обработки данных вне школы.
- Директор и завучи принимают участие в обсуждении твоего годового плана, т. к он является частью годового плана школы.
- Директор обязательно заверяет своей подписью и печатью твой годовой план, должностные обязанности.
- Нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность педагогов-психологов образовательных учреждений
- Нормативные документы, регламентирующие деятельность психолога
3. Твой основной помощник в работе — газета «Школьный психолог». Много полезной информации можно найти в журналах «Вопросы психологии» и «Психологическая наука и образование»
4. Книги Марины Битяновой помогают сделать удачный старт:
a) «Организация психологической работы в школе»
В
книге кандидата психологических наук, доцента М.Р.Битяновой излагается
целостная авторская модель организации психологической службы в школе.
Издание знакомит читателя со схемой планирования работы школьного
психолога в течение учебного года, дает авторские варианты
содержательного наполнения основных направлений его работы:
диагностической, коррекционно-развивающей, консультативной и др. Особое
внимание уделено вопросам взаимодействия психолога с педагогами,
детским сообществом, школьной администрацией.Книга будет интересна
школьным психологам, педагогам, руководителям образовательных
организаций и методистам.
б) «Работа психолога в начальной школе»
В
книге излагается система работы школьного психолога с детьми 7-10 лет.
Приводятся конкретные диагностические, коррекционно-развивающие и
консультативные методики и технологии. Предлагается авторский подход к
построению работы психолога в течение учебного года, основанный на идее
психолого-педагогического сопровождения. Авторы построили книгу таким
образом, чтобы психологи могли воспользоваться ею как практическим
руководством для организации работы с детьми, их родителями и
педагогами.
5. В выборе приоритетов деятельности есть некоторые нюансы:
- Если в школе существует психологическая служба, то ты работаешь по имеющемуся годовому плану, заранее обсудив особенности своей деятельности.
- Если ты в школе единственный психолог, то лучше
организовать деятельность на основании плана, утвержденного школьной
администрацией. Возьми «под крыло» основные моменты развития ребенка: 1
– е классы (адаптацию к школе), 4 -е классы (психологическую и
интеллектуальную готовность к переходу в среднее звено), 5 – е классы
(адаптация к среднему звену),8 – е классы (наиболее острый период
подросткового возраста), 9 – 11- е классы (профориентационная работа,
психологическая подготовка к экзаменам).
6. Основные направления деятельности:
- Диагностическое – одно из традиционных направлений
ПОДСКАЗКА 1: Работая более 7 лет психологом в школе, я перед диагностикой задаю себе вопрос: «Зачем?», «Что я получу в результате?»
Провожу ее в крайних случаях, ( М. Битянова рекомендует диагностические минимумы), ведь диагностика, обработка результатов, интерпретация занимает много времени. Я чаще наблюдаю за детьми, общаюсь с ними, учителями, родителями. Результаты диагностик обсуждаются (в рамках дозволенного – «НЕ НАВРЕДИ РЕБЕНКУ») на педагогическом консилиуме, в который входят завучи по среднему и начальному звену, психолог, логопед, школьный врач (в идеале), намечаются пути, которые будут эффективны при решении выявленных проблем.
- Коррекционно-развивающая работа
- Консультативное направление
ПОДСКАЗКА 2: Не жди, что к тебе сразу пойдут с вопросами, проблемами. ИДИ сама. Провела диагностику – обсуди (в рамках дозволенного – «НЕ НАВРЕДИ РЕБЕНКУ» ) с учителем реальность выполнения рекомендаций. Если ребенку нужны коррекционные или развивающие занятия, предложи свою помощь. Если в должностных обязанностях этот вид деятельности не предусмотрен, то порекомендуй специалиста, готового помочь.
ПОДСКАЗКА 3: График твоей работы, когда и в какое время ведешь консультации для детей, родителей, педагогов, должен висеть на двери твоего кабинета, в учительской, в фойе школы.
ПОДСКАЗКА 4: В учительской рекомендую оформить свой стенд с оригинальным названием. Я помещаю там план на месяц, план – сетку родительских собраний (пустую, учителя записываются), статью из газеты «Школьный психолог», помогающую учителям проводить тематические классные часы, популярный тест для эмоциональной разрядки.
- Просветительская работа (педсоветы, родительские собрания, беседы с детьми, лектории, и т. д)
ПОДСКАЗКА 5: Предложи классному руководителю 7 – 8- х классов провести, например, с классом тренинг общения, креативности или «Познай себя», заинтригуй и учителя, и ребят. В учительской напиши оригинальное объявление о проведении родительских собраний с приблизительными темами, повесь план – сетку (пустую) на месяц, куда учителя смогут записать свой класс. И им будет приятно, что о них заботятся, и Вы без перегруза времени запланируете на месяц работу.
ПОДСКАЗКА 6: А еще мы с завучем по воспитательной работе стали проводить общешкольные родительские собрания по параллелям. Один месяц – одна параллель. Очень удобно и эффективно.
- Диспетчерская работа (рекомендация
психолога обратиться родителям, детям за консультацией к смежному
специалисту: логопеду, психоневрологу
7. Документация:
а) Папка с документацией ( удобно завести папку с файлами):
- Положение о службе практической психологии в системе образования от 22.10.1999г. №636
- Должностные обязанности (заверенные печатью и подписью директора)
- Перспективное планирование на год (заверенные печатью и подписью директора, с целями школы, целью и задачами психолога или службы, видами деятельности и сроками)
- Этический кодекс психолога («Школьный психолог» №44 за 2001г.)
- Рекомендуемые временные нормативы диагностической и коррекционной деятельности психолога («Школьный психолог» №6 за 2000г.)
- Тематика родительских собраний на год.
- План-сетка родительских собраний (вкладывается каждый месяц)
- План психолого-медико-педагогического консилиума школы.
- Различные приказы, инструкции.
б) Журналы
- Планы работы на неделю, четверть.
- Журнал консультаций.
Журнал консультаций можно оформить в виде таблицы, включающей следующие столбцы:
Дата/ФИО обратившегося/Проблема/Пути решения проблемы/Рекомендации
ПОДСКАЗКА 7: В журнале под №2 я указываю, кто обратился за консультацией: учитель (У), ребенок (р), родители (Р) и класс. Такая система помогает экономить время при подсчете количества консультаций за месяц.
- Журнал учета групповых видов работ.
Журнал учета групповых видов работ можно оформить в виде таблицы, включающей следующие столбцы:
Дата/Класс/Вид работы/Рекомендации/Примечание
- Папки с результатами обследований.
ПОДСКАЗКА 8: В папках с файлами очень удобно хранить результаты обследований.
- Папки с методическими материалами.
ПОДСКАЗКА 9: У меня папки по различным разделам: работа с родителями, работа с учителями, работа с учащимися, методические разработки, сказкатерапия, консультирование. (Интересные материалы переснимаю из журналов и газет, а «Школьный психолог» раскладываю по темам.)
ПОДСКАЗКА 10: Чтобы не было рутины в ведении документации, заполняй журналы в конце каждого рабочего дня, обобщай все в пятницу. В конце месяца останется только проанализировать, все ли выполнено, эффективность работы, подсчитать количество проведенных консультации, родительских собраний, коррекционных или развивающих занятий, тренингов.
8. Методики
Я пользуюсь стандартизированными методиками фирмы «Иматон». Доверяю издательствам «Речь», «Генезис», «Смысл».
В арсенале у меня есть:
- Диагностика готовности ребенка к обучению в 1 – ом классе (методика Л.А. Ясюковой)
- Диагностика готовности ребенка к обучению в 5– ом классе (методика Л.А.Ясюковой)
- Диагностика психофизиологических свойств (тест Тулуз – Пьерона)
- Диагностика интеллектуальных способностей (Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра, Кубики Косса)
- Диагностика
личных качеств ( Цветовой тест М. Люшера, Факторный личностный опросник
Р. Кеттелла, Тест С. Розенцвейга, тест на тревожность, на изучение
акцентуаций характера)
9. Особенности построения взаимоотношений.
а) Психолог и школьная администрация.
Трудности
могут возникнуть из – за «вечного вопроса» : кому ты подчиняешься,
перед кем отчитываешься. Бывает, что администратор нагружает психолога
работой, не входящей в его должностные обязанности. Что же делать?
Внимательно изучи пункт № 2 данной статьи.
б) Психолог и коллектив учителей.
Я
думаю, что суть этих взаимоотношений – равноправное сотрудничество. И у
учителя, и у психолога есть общая цель – РЕБЕНОК, его развитие и
благополучие.Общение с учителем должно строиться на принципах уважения
его опыта и (или) возраста, дипломатии и компромисса. В коллективе
всегда найдется группа учителей, которые с интересом включатся в вашу с
ней совместную деятельность. И у тебя появятся единомышленники.
в) Психолог и учащиеся.
Открытость,
улыбчивость, искренность, умение выйти из щекотливой ситуации – все это
обеспечивает твой авторитет. Важен и стиль твоего поведения: как
приглашаешь детей прийти на обследование, как идешь по коридору во
время перемены, как реагируешь на провокации, агрессию, неожиданный
приход подростков.
И напоследок, я закрываю дверь в кабинет только в
случае консультации или обследования. На перемене я выхожу в рекреацию
пообщаться с ребятами или ребята (особенно младших классов) прибегают
ко мне.
В запасе у меня есть притчи, которые выручали меня не один раз, ведь подростки любят проверить твою компетентность и умение выкрутиться из любой ситуации.
Желаю УДАЧИ, искренне надеюсь, что у тебя все ПОЛУЧИТСЯ!
Дополнительные материалы:
1. Подборка статей из журнала «Вопросы психологии»:
(доступ к некоторым статьям можно получить здесь,
- Колмогорова Л. С., Холодкова О. Г. Особенности становления психологической культуры младших школьников, 01’1 с.47
- Фридман Л. М. О концепции школьной психологической службы, 01’1 с.97
- Панюкова Ю. Г. Предпочитаемые и отвергаемые места в школе (по материалам сочинений и рисунков учеников), 01’2 с.131
- Слободчиков В. И., Шувалов А. В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей, 01’4 с.91
- Цукерман Г. А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема, 01’5 с.19
- Степанова М. А. Профессия: практический психолог, 01’5 с.80
- Шувалов А. В. Проблемы развития службы психологического здоровья в системе дополнительного образования детей, 01’6 с.66
- Ильясов И. И. Личностно-ориентированное образование в школе: миф или реальность?, 01’6 с.133
- Развитие психологической службы в системе дополнительного образования детей, 01’6 с.136
- Аминов Н. А., Молоканов М. В. Социально-психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов, 92’1 с.74
- Белоус В. В., Шульга Т. И. Практическая помощь школьному психологу, 92’1 с.168
- Цукерман Г. А. Какая теория нужна школьной психологии?, 93’1 с.114
- Еремеев Б. А. Основное содержание мнений о людях у учителей, учащихся, родителей, 93’3 с.119
- Мясоед П. А. Теория и практика в работе школьного психолога, 93’4 с.73
- Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Принципы организации и перспективы школьной психологической службы в России, 94’2 с.99
- Григорьева М. Н. Практический опыт педологии глазами школьного психолога, 94’3 с.108
- Яковлева Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста., 94’5 с.37
- Савченко Е. А. О готовности старшеклассников противостоять аморальным проявлениям, 97’3 с.22
- Репкина Н. В. Система развивающего обучения в школьной практике, 97’3 с.40
- Заика Е. В., Лантушко Г. Н. Игры для формирования раскрепощенности в познавательной сфере школьников, 97’4 с.58
- Варламова Е. П., Степанов С. Ю. Рефлексивная диагностика в системе образования, 97’5 с.28
- Хасан Б. И., Сергоманов П. А. Ситуация обучения как продуктивный конфликт, 00’2 с.79
- Тихонова И. А. Педагогическое общение в школьной библиотеке: скрытые психологические возможности, 00’4 с.120
- Колмогорова Л. С., Холодкова О. Г. Особенности становления психологической культуры младших школьников, 01’1 с.47
- Мильруд Р. П., Можейко А. В. Диагностика стойких и временных познавательных трудностей у младших школьников, 01’3 с.117
- Цукерман Г. А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема, 01’5 с.19
- Поддьяков А. Н. Противодействие обучению и развитию как психолого-педагогическая проблема, 99’1 с.13
- Селеверстова Н. Я. Психодиагностика ребенка: за и против, 00’3 с.14
2. Сайт Служба практической психологии образования РФ