Вопрос
29
Социальная ситуация
развития в дошкольном возрасте
Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста приводит к новым
отношениям дошкольника с ним и к новой ситуации развития. Впервые ребенок
выходит за пределы семейного круга и устанавливает новые отношения с более
широким миром взрослых людей.
Общение ребенка со взрослым усложняется и приобретает новые формы и новое
содержание. Дошкольнику уже недостаточно внимания взрослого и совместной
деятельности с ним. Благодаря речевому развитию значительно расширяются
возможности общения с окружающими. Теперь ребенок может общаться не по поводу
не только непосредственно воспринимаемых предметов, но и только представляемых,
мыслимых предметов, отсутствующих в конкретной ситуации взаимодействия.
Содержание общения становится внеситуативным, выходящим за пределы
воспринимаемой ситуации.
Психолог М. И. Лисина выделяла две внеситуативные формы общения, характерные
для дошкольного возраста, - познавательную и личностную.
В первой половине дошкольного возраста (3 – 5 лет появляется внеситуативно-познавательная
форма общения ребенка со взрослым. В отличие от предыдущей
(ситуативно-деловой) она вплетена не в практическое сотрудничество со взрослым,
а в «теоретическое». Обостренная познавательная потребность ребенка и
расширение его познавательных интересов ведут к тому, что он начинает задавать
взрослому многочисленные вопросы, поэтому детей этого возраста иногда называют
«почемучками».
Ведущий
для этой формы мотив общения – познавательный. Взрослый начинает
выступать перед ребенком в новом качестве – как источник новых знаний,
как эрудит, способный разрешить сомнения и ответить на вопросы. А поскольку
в ходе «теоретического сотрудничества» обсуждаются темы, непосредственно не
связанные с окружающей обстановкой, общение впервые приобретает внеситуативный
характер.
Для внеситуативно-познавательной формы общения характерно стремление ребенка к уважению
взрослого. Очень важной для них становится оценка взрослого; любое замечание
дети начинают воспринимать как личную обиду. Исследования показали, что дети с
познавательными мотивами демонстрируют повышенную обидчивость и
чувствительность к замечаниям..
К концу дошкольного возраста складывается новая и высшая для дошкольного
возраста – внеситуативно-личностная форма общения. В отличие от предыдущей ее
содержанием является мир людей, а не вещей. Ведущими мотивами становятся личностные.
Это значит, что главным побудителем общения, как и в младенческом возрасте,
является сам человек независимо от его конкретных функций.
Внеситуативно-личностное общение (как и ситуативно-личностное) не является
стороной какой-то другой деятельности (практической или познавательной), а
представляет собой самостоятельную ценность. Однако в отличии от младенческого
возраста взрослый выступает для ребенка как конкретный человек и член общества.
Ребенка интересуют не только его ситуативные проявления (его внимание,
доброжелательность, физическая близость), но и самые различные аспекты его
существования, которые не видны в конкретной ситуации и никак не касаются
самого ребенка (где он живет, кем работает, есть ли у него дети и т.д.). Столь
же охотно он рассказывает и о самом себе (о своих родителях, друзьях, радостях
и обидах).
Социальная ситуация развития дошкольника не ограничивается его контактами с
окружающими взрослыми. Кроме реальных окружающих ребенка взрослых в жизни и в
сознании дошкольника появляется еще один – идеальный взрослый.
Он идеален. Во-первых, потому, что существует только в сознании ребенка как
идея, а не как конкретный реальный человек; а во-вторых, потому, что воплощает
в себе совершенный образ какой-либо общественной функции: взрослый – папа,
доктор, продавец, шофер и т.д. Причем этот идеальный взрослый не только
представляется или мыслится ребенком, но и становится мотивом его
действий. Кроме взрослого в
социальной ситуации развития ребенка в дошкольном возрасте все большую роль
начинают играть сверстники. Общение и отношения с другими детьми
становятся не менее значимыми для ребенка, чем его взаимоотношения со
взрослыми.
Итак, социальная ситуация развития ребенка в дошкольном возрасте усложняется и
дифференцируется. Взрослый человек остается центром жизни ребенка, но отношения
с ним существенно меняются. Если в раннем возрасте социальная ситуация
определялась исключительно отношениями ребенка с его близкими взрослыми, то
начиная с дошкольного возраста ребенок вступает в отношения с более широким
социальным миром. Человеческие
отношения, которые существуют в мире взрослых, становятся предметом игровой
деятельности детей, где взрослый присутствует опосредованно, в идеальной форме.
Общение с реальными близкими взрослыми приобретает внеситуативный характер и
побуждается новыми потребностями. Выделяется новая сфера социальных контактов
ребенка – его отношения со сверстниками.
).
Ведущая деятельность
дошкольника
Научиться полноценному общению и
взаимодействию друг с другом детям помогает игровая деятельность. Выдающиеся
психологи Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев,
Л.А. Люблинская, С.А. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин считают игру
ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, составляющую основное содержание
жизни ребенка, благодаря которой в его психике происходят значительные
изменения, формируются качества, подготавливающие переход к новой, высшей
стадии развития. Среди игр дошкольников выделяются сюжетно-ролевая,
режиссерская, игра-драматизация, игра с правилом, дидактическая игра. В эти
игры вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит,
воспринимает, думает; в процессе игры активно работает его воображение, память,
усиливаются эмоциональные и волевые проявления. В ходе игры происходит усвоение
основных приемов орудийной деятельности и норм социального поведения.
Игровая деятельность влияет на
формирование произвольности всех психических процессов: развивается
произвольное поведение, внимание и память. Именно в условиях игры дети лучше
сосредотачиваются и больше запоминают. Игра оказывает большое влияние и на
интеллектуальное развитие дошкольника. Действуя с предметами заместителями,
ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве.
Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Игра имеет огромное
значение для общего психического развития ребенка.
Именно в игре поведение ребенка
впервые превращается из полевого- в ролевое, он сам начинает определять и
регулировать свои действия, создавать воображаемую ситуацию и действовать в
ней, осознавать и оценивать свои действия и многое другое. Все это возникает в
игре и ставит ее на высший уровень развития в дошкольном возрасте.
Игра всегда подразумевает общение и
взаимодействие между партнерами или группами партнеров, которые свободны в
своем творческом самовыражении. В игре ребенок совершенно свободен и поэтому не
копирует поведение людей, а вносит даже в подражательные действия нечто свое
оригинальное и неповторимое.
Основными психологическими новообразованиями личности детей старшего
дошкольного возраста являются:
1.
Произвольность - это управление своим поведением в соответствии с
определенными представлениями, правилами, нормами, одна из форм волевого
поведения, новая качественная характеристика саморегуляции поведения и
деятельности ребенка.
2. Соподчинение мотивов. В деятельности ребенка возникает
умение выделять основной мотив и подчинять ему целую систему действий,
доминирование мотивов достижения успеха над внешними ситуативными мотивами.
3.
Самостоятельность - качество личности, своеобразная форма ее
активности, отражающая актуальный уровень развития ребенка. Она обеспечивает
независимую постановку и решение проблем, возникающих перед ребенком в
повседневном поведении и деятельности.
4. Креативность - способность к творчеству. К показателям
креативности относятся: оригинальность, вариативность, гибкость мышления.
Развитие креативности зависит от уровня развития когнитивной сферы (восприятия,
мышления, памяти, воображения), произвольности деятельности и поведения, а
также информированности ребёнка в окружающей действительности.
5. Изменения в самосознании и адекватная самооценка. Самосозна-
ние - это интегральное образование личности, результат развития
самостоятельности, инициативности, произвольности. У детей в период дошкольного
детства проявляется способность к конструктивным взаимодействиям с окружающими,
что приводит к появлению адекватной самооценки и осознанию своего места в
окружающем мире по отношению к сверстникам и реальной действительности.