Детство- период наиболее
быстрого и интенсивного развития человека. Ни в каком другом возрасте человек
не проходит такое множество своеобразных этапов, как в раннем и дошкольном
детстве. За первые 5-6 лет жизни он превращается из совершенно беспомощного
младенца в достаточно сформированного человека со своими взглядами и
интересами, чертами характера, привычками. Именно в эти годы ребенок начинает
ходить, действовать с предметами, говорить, думать, общаться, воображать и т.д.
Этот огромный путь психического развития ребенка и является основным предметом детской психологии.
Скорость появления новых
качеств впечатляет взрослых. Постоянное движение ребенка вперед, возникновение
все новых форм его самостоятельности и самодеятельности характеризуется
фактами, присущими детскому развитию. Этими фактами и оперирует детская
психология.
Несмотря на различия, которые
существуют между детьми одного возраста, каждый этап детства имеет свои
специфические особенности. Например, в 3-4 месяца все младенцы радуются
взрослому, около года дети предпочитают играть с игрушками, а около двух лет
начинают говорить и пр. Эти изменения носят не случайный, а закономерный
характер. Если у того или иного ребенка они происходят иначе, можно говорить об
отклонениях в их психическом развитии: отставании, опережении или деформации, которые
всегда имеют свои причины. Выяснение закономерностей развития и
объяснение его причин - важнейшая задача детской психологии.
Все дети проходят в своем
развитии определенные стадии или этапы, которые характеризуются специфическими
особенностями их психической жизни. Изучение закономерностей психического развития ребенка составляет основной предмет
детской психологии. Ее основная задача –
описать и объяснить особенности психической жизни ребенка на каждом возрастном
этапе.
2.Исторически понятие детства
связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным
социальным статусом детей в различные исторические эпохи, кругом прав и
обязанностей ребенка, доступных для него видов деятельности. Исследовать историю
детства достаточно трудно, так как в этой области невозможно проводить
наблюдения, а памятники культуры, имеющие отношение к детям, крайне бедны.
Уникальный интерес в этом отношении представляют работы французского демографа и
историка Ф. Ариеса, который попытался восстановить историю детства на материале
произведений изобразительного искусства.
Его исследования показали,
что вплоть до ХIII века художники вообще не обращались к образам детей. В
живописи ХIII века изображения детей встречаются лишь в религиозных сюжетах
(ангелы, младенец Иисус), изображения реальных детей при этом отсутствуют.
По-видимому, в этот период детство считалось периодом малоценным и быстро
проходящим.
Этому, по мнению Ариеса,
способствовала демографическая ситуация того времени — высокая рождаемость и
высокая детская смертность обусловливали общее безразличное и несерьезное
отношение к детям. Признаком преодоления такого безразличия служит появление в
ХIV веке портретов умерших детей, которое говорит о том, что смерть ребенка начинает
восприниматься как тяжелая утрата, а не как обычное явление. Преодоление
полного равнодушия к детям, если судить по истории живописи, происходит лишь в
ХVII веке, когда впервые на портретах появляются изображения реальных детей.
Как правило, это портреты цесаревичей и влиятельных особ в детском возрасте.
Таким образом, по данным Ариеса, открытие детства началось в ХIII веке, но
очевидность
этого открытия наиболее
полно проявляется в конце ХVI и в ХVII веке.
Исследования Ф. Ариеса
начинаются со средневековья, поскольку лишь в это время появляются изображения
детей в живописи. Однако забота о детях и их воспитание, разумеется, были
всегда. Представить особенности воспитания древних народов позволяют описания
быта и жизни примитивных племен, сохранившихся до наших дней. Одно из таких
описаний содержится в записках Дугласа Локвуда о его путешествии в пустыню
Гибсона (Западная Австралия) и о встречах с аборигенами племени пинтуби.
Эти и многие другие
материалы позволили выдающемуся отечественному психологу Даниилу Борисовичу
Эльконину выдвинуть положение об исторической обусловленности детства. Детство
возникает тогда, когда ребенка нельзя непосредственно включать в систему
общественного воспроизводства, поскольку он еще не может овладеть орудиями
труда в силу их сложности.
Если эти орудия просты и примитивны, если основным способом добывания пищи
являются собирательство и охота, ребенок может очень рано приобщиться к труду
взрослых, практически усваивая способы действия взрослых. При таких условиях,
когда ребенок непосредственно включается в жизнь взрослых, нет необходимости для
специальной подготовки к будущей трудовой жизни. Развитие ци-
вилизации с неизбежностью
привело к тому, что включение детей в производительный труд взрослых оказалось
невозможным, и было отодвинуто во времени. С развитием человечества детство все
более удлинялось.
Такое удлинение детства
происходило не путем надстраивания новых периодов, а путем своеобразного
«вклинивания» нового периода развития, что приводит к «сдвигу во времени вверх»
периода включения во взрослую жизнь. Д. Б. Эльконин блестяще раскрыл характер
такого вклинивания нового периода на примере возникновения сюжетно-ролевой
игры, а вместе с ней и нового этапа развития, который в современной психологии
назван дошкольным.
Вопросы об историческом
происхождении периодов детства, о связи истории детства с историей общества
чрезвычайно важны для понимания психологии современного ребенка. Следует
помнить, что тип воспитания, который мы наблюдаем в настоящее время, — это
всего лишь один из возможных и далеко не единственный.
Методология -
учение о системе научных принципов, форм способов исследовательской
деятельности.
Методологическими
принципами в психологии являются:
Детерминизм - причинная обусловленность, всеобщая закономерная
связь природы, общества, мышления, закономерная и необходимая зависимость
психических явлений от порождающих их факторов. Данный методологический принцип
психологии предполагает необходимость учета влияния различных причин, факторов
на возникновение и развитие психологических явлений.
Принцип
единства внешних воздействий и
внутренних условий гласит, любые внешние воздействия (стимулы, факторы,
влияния) преломляются через совокупность внутренних индивидуальных
психофизиологических условий (способности, характер, мотивация, психические
процессы и состояния).
Принцип
активности сознания личности
предполагает, что личность является активным субъектом преобразования мира, в
том числе и идеального (мира и преобразования).
Принцип
единства психики (сознания) и деятельности: психика возникает и развивается в рамках деятельной
активности человека. Поэтому лучший способ исследования психических явлений -
это изучение в условиях реальной деятельности или моделирование компонентов
ведущей деятельности в психологических тестах (например, в лабораторном
эксперименте). Сознание человека представляет собой внутренний план
осуществляемой им деятельности, а деятельность - внешняя форма выражения
сознания, процесс его опредмечивания. Психика познаваема только в деятельности,
которую она регулирует.
Принцип
системности (системного строения
психического явления) -принцип психологии, требующий анализировать каждый
элемент психики в тесной связи с ее функционированием в целом. Он предполагает,
что психические явления возникают только как результат единых, взаимосвязанных
процессов целостно работающего организма, обладающего нервной системой и
осуществляющего внешнее поведение.
Принцип
развития предполагает
рассматривать психические явления в постоянном изменении, движении и развитии,
разрешении противоречий под влиянием системы внешних и внутренних детерминант.
Существует единство онтогенетических, филогенетических и социально-исторических
детерминант развития и проявления психики. Данный принцип ориентирует
психологов на изучение условий возникновения психических явлений, тенденций их
изменения, качественных и количественных характеристик этих изменений.
Исходя из
методологических принципов и конкретных задач изучения тех или иных
особенностей психики ребенка определяется стратегия, общий путь психологического
исследования. Можно выделить три основных стратегии исследования в детской
психологии: исследование путем «поперечных срезов» (трансверсальная стратегия),
«продольное изучение» (лонгитюдная стратегия) и изучение развития отдельных
сторон детской психики в процессе их активного формирования, в процессе
целенаправленного обучения и воспитания (экспериментально – генетическая,
формирующая стратегия).
Сначала
появились наблюдения психологов за собственными детьми, оформляемые в виде
записей и дневников. Затем стали создавать научные учреждения, где этот метод
стал основным. Стратегия наблюдения имеет немало
отрицательных черт. Но главное – она чрезвычайно трудоёмка. Но есть и
достоинства: перед нами развертывается конкретная жизнь отдельного ребёнка,
которую можно сравнивать с другими конкретными наблюдениями и делать
соответствующие выводы. Метод специальных проб оказался
эффективным и экономным и нашел своё применение. Его суть – определённый
психический процесс замерялся в различных его состояниях у большого количества
испытуемых. Данные замеров обрабатывались, выводилось средние показатели и
появлялись отдельные точки, соотносимые с возрастами. В последующем, стратегия
срезов была соединена со способами лонгитюдного исследования.
Стратегия: постепенное наблюдение плюс экспериментальное исследование.
Прослеживались индивидуальные истории развития подростков, которые
сопоставлялись друг с другом. Это позволило находить некоторые общие
закономерности психического развития детей. Л.С.Выготский:
возникновение новой, эксперементально-генетической стратегии исследования: в
лабораторных условиях необходимо воссоздать некоторую модель развития
определенных функций или способности ребенка, которыми он ранее не обладал.
Хороший пример применения метода интериорезации –
исследования Леонтьевым процесса первичного формирования у человека тонального
слуха как своеобразной сенсорной способности (Давыдов,Маркова, Эльконин). В
детской психологии наиболее перспективна экспериментально-генетическая
стратегия исследования.
4.
Метод( от греческого "путь к чему- либо") - это общий подход, способ исследования. Метод определяется предметом изучения и общими представления о нем. Нужно различать методы и методики исследования. В отличии от метода, методика- это частный, тактический способ получения фактов, который зависит от конкретных условий работы ученого, особенностей его объекта ( напр. от возраста детей), изобретательности самого исследователя и т.д. Исследовательских методик в психологии много, метода всего два- наблюдение и эксперимент. Метод наблюдения может дать очень важные результаты. Но все зависит от того, что и как наблюдать. В связи с этим выделяют несколько вариантов наблюдения.
Наблюдение бывает сплошным и выборочным. Сплошное наблюдение охватывает одновременно многие стороны поведения ребенка. Его задача- описать общую картину поведения. Выборочное наблюдение фиксирует какую-либо одну сторону поведения, определяемую заранее.При этом фиксируется поведение ребенка в каких- либо специальных естественных ситуациях или в определенные отрезки времени (во время игры, общения со взрослыми и пр.)
Во- вторых наблюдение может быть скрытым и включенным. При скрытом наблюдении фигура наблюдателя должна быть невидимой для ребенка или не должна привлекать к себе его внимания. Его может осуществлять также привычный и незаметный для ребенка взрослый. Включенное наблюдение отличается тем, что наблюдавший взрослый не только является видимым, заметным для ребенка, но и участвует в совместных с ним действиях. Он включен в деятельность ребенка, в то же время он осуществляет наблюдения за малышом.
В третьих, наблюдение может быть одноразовым (срезовым) и длительным (пролонгированным, или лонгитюдиональным). Одноразовое наблюдение проводится один раз, единовременно. Пролонгированное наблюдение продолжается долгое время (несколько лет) и осуществляется за одними и теми же детьми.
Психологический эксперимент позволяет психологу целенаправленно вызывать интересующие его явления психики. В эксперименте психолог специально создает и видоизменяет условия, в которых находится ребенок. Поведение ребенка в разных экспериментальных условиях (его качественный и количественный анализ) позволяет делать некоторые выводы о его психологических характеристиках. Например, чтобы выяснить, какую форму общения со взрослыми предпочитают дошкольники, экспериментатор организует различные ситуации общения с ребенком. Затем экспериментатор сравнивает характер поведения ребенка в этих ситуациях и выясняет, какая из них является для дошкольника предпочтительной. Подобные эксперименты называют констатирующими, поскольку позволяют зафиксировать (или констатировать) какие- либо особенности развития ребенка. Специфика эксперимента в детской психологии заключается в том, что экспериментальные условия должны быть близкими к естественным жизненным условиям ребенка и не должны нарушать привычных форм его деятельности. Одним из видов психологического эксперимента являются- тесты -система, специально подобранных заданий, которые предлагают детям в строго определенных условиях. Еще один из вариантов метода эксперимента, является формирующий эксперимент. Его суть состоит в том, что методом исследования психических процессов становится экспериментальное формирование новых способностей у детей, которые раньше ими не обладали.
5.
Психодиагностика – область
психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения
индивидуально-психологических особенностей личности. Общая психодиагностика
рассматривает закономерности вынесения солидных и надёжных диагностических
суждений, с помощью которых осуществляется переход от признаков или индикаторов
определенного психического состояния, структуры, процесса к констатации наличия
и выраженности этих психологических "переменных”.
Методы изучения детей :
1. Изучение документации ребенка. Важным документом является
педагогическая характеристика ребенка, отражающая данные о продолжительности
его обучения и воспитания в школе и детском саду, подробный анализ
успеваемости, поведения, мероприятия, проведенные для повышения успеваемости
(индивидуальная работа, лечение и т.д.). Эти данные станут полезными при
исследовании обучаемости ребенка и прогнозировании темпов его развития.
2. Изучение продуктов деятельности ребенка. Анализируя конечный результат (детские рисунки,
поделки, учебные работы: диктанты, упражнения, решение задач и т.п.), можно
понять особенности работы ребенка и составить представление о его воображении,
сформированности зрительных представлений, развитии мелкой моторики, степени
сформированности у ребенка навыков учебной деятельности и др.
3. Метод наблюдения. Наблюдение позволяет судить о состоянии тех или иных психических
функций в процессе спонтанной деятельности ребенка при минимальном
вмешательстве со стороны наблюдающего. Наиболее важными видами наблюдения при
психологическом изучении ребенка является наблюдение за игрой, поведением,
общением и состоянием работоспособности ребенка.
4. Метод беседы. Беседа – метод сбора информации о психических явлениях в процессе
личного общения по специально составленной программе. При изучении детей метод
беседы используется в двух направлениях: беседа с родителями (учителями,
воспитателями) с целью сбора анамнестических данных и беседа с ребенком с целью
установления контакта с ним и составления общего представления о его развитии.
5. Метод эксперимента предполагает сбор фактов в специально смоделированных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых явлений. Он может быть применен для изучения различных видов деятельности детей, выявления особенностей развития их личности и возможностей обучения. При проведении эксперимента ребенку предлагается по определенной инструкции выполнить задание, представляющее собой модель обычной интеллектуальной или любой другой деятельности.