Согласно утверждениям гуманистических
психологов, опыт и смысл, а не поведение должны считаться первичными
данными психологии. Внешнее наблюдение, при котором игнорируются
мышление и чувства, является неадекватным методом познания. Источниками
данных о внутреннем мире могут послужить произведения искусства,
литературное творчество, биографии и интервью. Каждый человек уникален.
Изучение крыс, голубей и других "низших" животных не может привести к
пониманию людей, как не может сделать этого и изучение условных реакций
(рефлексов), статистических данных или личностных черт. Люди, утверждают
они, совершают акты свободного выбора, а не направляются подкреплениями
и бессознательными силами. Каждый совершающий выбор индивидуум наделен
ответственностью за развитие системы ценностей, которая будет служить
для него направляющей силой в достижении осмысленной и полноценной
жизни. Это достижение они назвали самореализацией, или
самоактуализацией. Если традиционная психология озабочена методической
строгостью планирования экспериментов, а не проблемами, стоящими перед
людьми, то
Гордон
Олпорт, занимавшийся психологией личности, начал сомневаться в
приемлемости использования методов естественных наук в психологии,
несмотря на то, что он сформулировал концепцию черт личности и
разработал тесты для их объективного измерения. В середине 1940-х гг.
его деятельность привела к отделению представителей клинической и
социальной психологии, культурной антропологии и социологии, работающих в
Гарвардском университете, и образованию нового факультета социальных
отношений. Олпорт подчеркивал значение роста, или становления, как
направленного на достижение целей, - такой предмет, как цели, в
значительной степени игнорировался традиционной психологией. Олпорт
утверждал, что психология придает основное значение групповым нормам и
другим статистическим показателям ("номотетическому") и в значительной
степени упускает из вида индивидуальный опыт ("идиографическое").
Согласно Роджерсу
- еще одному представителю гуманистической психологии, достижение
аутентичности должно являться целью каждого индивидуума, что означает
следовать своему собственному пути, а не чужим указаниям. У каждого
человека есть свое "истинное я" или его "внутренняя сущность" - это и
есть аутентичность; она является уже полностью развитой и доступной ему.
Потребность в саморазвитии при этом отпадает. Чтобы достичь
самоактуализации, человек должен актуализировать свою личность, живя в
согласии со своей внутренней сущностью. Это скорее вопрос раскрытия
своего истинного "Я", чем его создания. Если бихевиористы традиционно
заявляли, что "вы можете стать кем захотите, и мы покажем вам, как это
сделать", то Маслоу и другие теоретики-нативисты утверждают: "вы можете
стать лишь тем, чем ваш природный потенциал позволяет вам стать, и ничем
иным".
Роджерс считал, что
Актуализирующая тенденция, самоактуализация и
тенденция роста представляют собой биологические аналогии, базирующиеся
на аргументации Курта Гольдштейна, указывающего на то, что организм
реорганизуется и самоактуализируется после повреждения.
Гештальтпсихологи снабдили нас концепцией целостности индивидуального
опыта и его роли в определении поведения. Экзистенциальная психология
также оказала значительное влияние на гуманистическую психологию, в
особенности на Маслоу
и Ролло Мэя. Оба они подчеркивали центральную роль непосредственного
опыта в понимании того, что значит быть человеком, как это делают
сторонники экзистенциализма. Однако они не разделяли свойственного
экзистенциалистам пессимизма - положения о том, что страх сопровождает
осознание своей свободы брать ответственность за себя во вселенной -
вселенной, лишенной смысла.
Хотя представители гуманистической психологии достаточно
конкретно указывали на то, против чего они выступали, они были
значительно менее конкретны в отношении провозглашаемых ими взглядов.
- Ниже перечислены некоторые из таких положений, сформулированных
Генри Мюрреем в его основном докладе на конференции в Сэйбруке в 1964 г.
Предметом изучения должны стать:
- люди, а не животные;
- весь человек, рассматриваемый во всех его аспектах и как целостность;
- человек в контексте всей его жизни;
- внутренний, сокровенный человек как дополняющий внешнего человека до целостности;
- человек в естественном окружении, а не в лабораторных условиях;
- положительные характеристики, составляющие для человека счастье и радость жизни;
- волевая активность;
- философия жизни, включая систему ценностей, рассматриваемую во времени.
- В целом можно сказать, что основными положениями гуманистической
психологии, характеризующими ее "центральное ядро", являются:
- свобода выбора, противопоставляемая детерминизму причинно-следственных связей;
- уникальность каждого отдельного человека;
- личная сфера, субъективность, или внутренняя реальность;
- и самопрозрачность, "глубинный источник свободы и локус уникальности и интимности", а также "источник уверенности и ясности в отношении человеческого существования".
В соответствии с представлениями гуманистической психологии, все люди
находятся в процессе непрерывного становления, реализуя в той или иной
степени возможность стать такими, какими им позволяют стать их
способности. Они избирают свой жизненный путь и принимают на себя
ответственность за свою самость и свои достижения в жизни. Для того
чтобы достичь всего, на что они способны, люди должны быть функционально
автономными (по Олпорту), или самоосознающими и центрированными.
Согласно Маслоу, "я" должно достичь спонтанной интеграции и затем
заняться актуализированием собственного потенциала через посредство
своего "инстинктоида", подталкивающего его вперед. Инстинктоид - это
биологический потенциал, который индивид открывает в себе и доводит до
актуализации посредством творческого процесса. В отличие от такой
биологической характеристики актуализации, Мэй утверждает, что процесс
становления осуществляется не через биологические механизмы, а через
противостояние тревогам, возникающим в условиях нашего существования, и
самоосознавание, вызываемое этим процессом.
Роджерс
полагал, что в основе человеческой природы лежит добро и при наличии
соответствующих возможностей эта природа способна реализовать свой
внутренний потенциал роста. Маслоу также верил в доброкачественность
человеческой природы и в то, что при благоприятных обстоятельствах
самоактуализация должна произойти. В отличие от них, Мэй, чьи взгляды
уходят своими корнями в экзистенциализм, считал зло и тревогу, наряду с
добром, определяющими факторами бытия, аутентичности, выбора и смысла.
Дэвидсон отмечает наличие двух подходов к тому, как данная система
выделяет человека из ряда других существ. Один из них берет свое начало в
светском гуманизме, который использует идею эволюционного развития,
чтобы возвести человека на ступень, качественно отличную от положения
других животных.
Светский гуманизм тесно связан с философией науки и другими
нерелигиозными источниками. Согласно этому подходу, люди создают Бога по
своему образу и подобию, а не наоборот, и любые улучшения положения
людей могут являться лишь результатом человеческих усилий, а не исходить
от Бога или богов. Люди наделены способностью создавать собственную
этику, ценности и философию жизни и будут делать это, если не встретят
на своем пути препятствий со стороны догматизма и авторитетов. Второй
подход, трансперсональная психология, находит отличие человека в
духовности: "человеческие существа являют собой воплощение
Божественного, созданы по образу и подобию Творца, а потому стоят
особняком по отношению ко всем остальным тварным существам благодаря
своему потенциалу к просветлению".
Данный подход берет свое начало в мистицизме,
неоплатонизме
и восточных религиях. Маслоу предрекал появление "трансперсональной,
трансчеловеческой" психологии, сосредоточенной на "космосе, а не на
человеческих потребностях и интересах"), как "Четвертой психологии",
которая явилась бы более высокой ступенью по сравнению с Третьей силой
гуманистической психологии.