На втором году жизни у ребенка возникает интерес к карандашу и действиям с ним. Он начинает подражать взрослому, водя карандашом по бумаге. Совершая такие беспорядочные движения, малыш не стремится что-либо изобразить. Он просто манипулирует с карандашом, осваивая его функцию, получая удовольствие от самого процесса. Проводя карандашом, ребенок делает важное «открытие» - карандаш оставляет след. Каракули вызывают у малыша интерес, стремление их повторить. Такое стремление ведет к росту произвольности движений, к формированию зрительно-двигательных координации нового уровня. Глаз начинает управлять мелкими движениями руки, а рука задает определенный образ действия. Дети учатся воспроизводить свои движения. Новый этап в становлении изобразительной деятельности связан с интенсивным развитием в начале дошкольного возраста знаковой функции сознания, причем не только в рисовании, но и в игре, бытовой деятельности, при освоении речи .Процесс рисования предполагает действие замещения. Знаковая функция рисования зарождается, когда ребенок переходит от орудийного манипулирования карандашом через воссоздание графического образа, показанного взрослым, к названию его определенным словом. С этого момента начинается развитие собственно изобразительной деятельности, возникает изобразительная функция рисования. Слово устанавливает и закрепляет связь между предметом и изображением. Понимание того, что изображение является заместителем реального объекта, а не им самим, позволяет ребенку осознать, что его собственные рисунки что-то изображают. Слово закрепляется за определенной каракулей, которую ребенок может произвольно воспроизводить. Вершина развития каракулей —замкнутая, закругленная линия становится основой графического образа многих предметов. Перемещение слова с конца на начало рисования - важнейшее достижение в изобразительной деятельности. Как только малыш начинает приписывать своим каракулям то или иное содержание, они превращаются в средство указания и сообщения. Теперь ребенок не только обозначает предмет, но и передает информацию - сообщает нечто другому человеку, прежде всего взрослому.
36.
Термин «конструирование» произошел от
латинского слова construere, что означает — создание модели, построение,
приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных
предметов, частей, элементов. Конструирование относится к продуктивным
видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта. Под детским конструированием принято
подразумевать создание разных конструкций и моделей из строительного материала
и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного
природного (мох, ветки, шишки, камни и т.п.) и бросового материала (картонные
коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т.п.).
Выделяются два типа конструирования: техническое и художественное.
В техническом конструировании дети в
основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают
поделки по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют их
основные структурные и функциональные признаки: здание с крышей, окнами,
дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т.п.
К техническому типу конструкторской
деятельности относятся: конструирование из строительного материала (деревянные
окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы); конструирование из
деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; конструирование из
крупногабаритных модульных блоков.
В художественном конструировании дети,
создавая образы, не только (и не столько) отображают их структуру, сколько выражают
свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой,
формой: «веселый клоун», «худой простофиля волк», «прекрасный принц» и т.п.
К художественному типу конструирования
относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного материала.
необходимо сказать о выявленной нами динамике
взаимосвязи игры и конструирования на протяжении всего дошкольного периода.
Сначала, в раннем возрасте, конструирование слито с игрой; затем игра
становится побудителем к конструированию, которое начинает приобретать
самостоятельное значение для детей; и к старшему дошкольному возрасту
сформированное полноценное конструирование стимулирует развитие сюжетной линии
игры и само порой приобретает сюжетный характер (создается несколько
конструкций, объединенных одним сюжетом).
Учет особенностей игры и конструирования, их взаимосвязи необходим при определении педагогом форм и методов организации этих разных видов детской деятельности. Например, требования воспитателя к качеству конструкций, возводимых даже старшими детьми в процессе ролевой игры, неоправданны, поскольку это может ее разрушить. И наоборот, довольствоваться примитивными детскими постройками, поделками и не формировать целенаправленно полноценное конструирование как деятельность — значит существенно обеднять развитие детей.
В конструировании выделяются два взаимосвязанных этапа: создание замысла и его исполнение. Творчество связано, как правило, больше с созданием замысла. Однако практическая деятельность, направленная на выполнение замысла, не является чисто исполнительской. Особенностью конструкторского мышления даже у старших школьников является непрерывное сочетание и взаимодействие мыслительных и практических актов.37.
Для готовности к школьному обучению важное значение имеет формирование элементов учебной деятельности: умение слушать и выполнять указания педагога, понимать и выполнять поставленную задачу. Чтобы сделать постройку, создать изображение, ребенок должен применить определенные действия, необходимые для решения данной изобразительной задачи. Значит, из всех действий, которыми владеет малыш, ему нужно выбрать такие, которые позволят создать изображение. Например, чтобы нарисовать какую-то игрушку, дети должны произвести действия восприятия, затем действия анализа, вычленения формы, строения предмета, величины его частей, после этого применить те изобразительные движения, с помощью которых можно нарисовать игрушку. Умение проанализировать задачу и выбрать нужные для ее решения способы действия — важный компонент учебной деятельности.
Организуя свои действия для создания изображения, ребенок должен контролировать их, сопоставлять с имеющимися представлениями о том, какие действия нужно использовать, в случае необходимости исправлять их. Контроль за соблюдением правильных способов действия — важный элемент учебной деятельности. Сформировать его можно постепенно, вначале показывая детям, как осуществить действия контроля, а затем обращая их внимание на необходимость контролировать процесс изображения.
Еще одним компонентом учебной деятельности, для формирования которого в изобразительной деятельности есть все условия, является оценка результата. Дети получают изображение в рисунке, лепке, аппликации, конструировании, которое может оцениваться с точки зрения поставленной изобразительной задачи. Важна также выработка психологической готовности ребенка к школе: желания учиться, стремления узнавать новое, овладевать умениями, целенаправленно и организованно заниматься, внимательно выслушивать и выполнять указания педагога.
Существенным в обеспечении психологической подготовки детей к школе является воспитание умения произвольно регулировать свое поведение, управлять своими желаниями, подчинять их интересам дела, умения отказаться от того, что хочется делать (играть, гулять), и заставить себя выполнять ту деятельность, которая необходима (заниматься, готовить домашние задания). Необходимыми в школьном обучении являются активность и самостоятельность.
38. Трудовая деятельность (имеется ввиду производительный труд) – это деятельность, направленная на создание общественно – полезных продуктов – материальных и духовных ценностей, необходимых человечеству. Труд является общественным видом деятельности, протекает в коллективе и весь ход трудовых действий должен быть подчинен получению намеченных результатов.
Для участия в
каждом виде труда необходимы необходимые знания, умения и навыки, позволяющие
человеку получить заданный продукт. Труд требует известного уровня развития
мышления, позволяющего планировать свои действия и предусматривать их
результаты. Особенно высокие требования предъявляет труд к волевым качествам –
умению подчинять действия определенной цели, сознательно их регулировать,
преодолевать возникающие трудности.
Эти психические
качества в их развитом виде превышают возможности ребенка- дошкольника. Но они
в той или иной мере начинают складываться в дошкольном возрасте.
Первоначальное
знакомство с производительным трудом происходит у детей не при выполнении ими
трудовых заданий, а при наблюдении труда взрослых, через рассказы, слушание
книжек, рассматривание картинок. Дети воспроизводят трудовые действия и
взаимоотношения взрослых в своих играх, и именно таким путем получают
представление о необходимости труда, его общественной значимости, его
коллективном характере. В
продуктивных видах деятельности дошкольники учатся выполнять действия,
направленные на получение заданного результата, овладевают умением ставить
перед собой определенную цель и планировать ее достижение. Выполнение учебных
заданий способствует выработке у детей умения действовать и соответствии с
системой обязательных требований, контролировать и оценивать свою работу. Выполнение таких заданий
становится трудовым действием лишь при условии, что дети осознают значимость и
обязательность получения этого результата, целенаправленно стремятся к нему.
Виды трудовых заданий, которые дают детям в условиях детского сада, довольно
разнообразны. Это выполнение различных поручений взрослых, выполнение
обязанностей дежурного, уход за комнатными растениями и животными, работа на
участках детского сада, изготовление поделок из бумаги и картона. Организация условий для выполнения трудовых
заданий включает:
1) обучение детей
необходимым способам работы;
2) выработку у них
соответствующих навыков и умений;
3) детальное разъяснение смысла работы, того значения, которое она имеет
для других людей;
4) помощь детям в планировании и согласованности действий.
Осознание трудовых действий определяет специфику психического развития и готовит детей к будущей жизни в качестве сознательных членов общества.
Развитие речи проходит три этапа.
1. Довербальный
- приходится на первый год жизни. В этот период в ходе довербального общения с
окружающими складываются предпосылки развития речи. Ребенок не умеет говорить.
Но складываются условия, обеспечивающие овладение речью ребенком в последующем.
Такими условиями является формирование избирательной восприимчивости к речи
окружающих - предпочтительное выделение ее среди других звуков, а также более
тонкая дифференцировка речевых воздействий по сравнению с другими звуками.
Возникает чувствительность к фонематическим характеристикам звучащей речи.
Довербальный этап развития речи завершается пониманием ребенком простейших
высказываний взрослого, возникновением пассивной речи.
2. Переход
ребенка к активной речи. Он приходится обычно на 2 год жизни. Ребенок
начинает произносить первые слова и простейшие фразы, развивается
фонематический слух. Большое значение для своевременного овладения ребенком
речью и для нормального темпа ее развития на первом и втором этапах имеют
условия общения со взрослым: эмоциональный контакт между взрослым и ребенком,
деловое сотрудничество между ними и насыщенность общения речевыми элементами.
3. Совершенствование
речи как ведущего средства общения. В ней все точнее отражаются
намерения говорящего, все точнее передается содержание и общий контекст
отражаемых событий. Происходит расширение словаря, усложнение грамматических
конструкций, четче становится произношение. Но лексическое и грамматическое
богатство речи у детей зависит от условий их общения с окружающими людьми. Они
усваивают из слышимой ими речи только то, что необходимо и достаточно для
стоящих перед ними коммуникативных задач.
Так, на 2-3 году жизни происходит интенсивное
накопление словаря, значения слов становятся все более определенными. Ко 2 году
дети овладевают единственным и множественным числом и некоторыми падежными
окончаниями. К концу 3 года ребенок владеет набором примерно из 1000 слов, к
6-7 годам - из 3000-4000 слов.
К началу 3 года у детей формируется
грамматический строй речи. К концу дошкольного возраста дети практически
владеют почти всеми законами словообразования и словоизменения. Ситуативность
речи (отрывочность и понятность лишь в конкретных условиях, привязанность к
наличной ситуации) становится все менее выраженной. Появляется связная
контекстная речь - развернутая и грамматически оформленная. Однако элементы
ситуативности еще долго присутствуют в речи ребенка: она изобилует
указательными местоимениями, в ней много нарушений связности.