Мир психологии и не только...

Главная | Регистрация | Вход
Среда, 27.11.2024, 11:35
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск
Время жизни сайта
Главная » 2010 » Май » 26 » Чистые руки — залог объективности
10:36
Чистые руки — залог объективности

Ранее было показано, что мытье рук влияет на некоторые аспекты нашего мышления, связанные с моралью. Новые эксперименты, проведенные американскими учеными, показали, что психологический эффект мытья рук распространяется не только на моральную сферу. Омовение снимает «когнитивный диссонанс», порожденный сомнениями в правильности сделанного выбора, даже если этот выбор не был связан с моральными проблемами. В результате у человека снижается потребность в пересмотре своих ценностей и приоритетов для оправдания принятого ранее решения.

Теория когнитивного диссонанса (см.: cognitive dissonance) — одно из классических и наиболее разработанных направлений в социальной психологии. Люди часто избавляются от психологического дискомфорта, порожденного противоречивыми мыслями или желаниями, путем пересмотра своих взглядов. Нам свойственно подводить «рациональную базу» под уже принятые решения и совершенные поступки и придумывать изощренные оправдания своим ошибкам и неудачам. Классической иллюстрацией этого явления является лиса из басни Эзопа, не сумевшая добраться до винограда и поэтому решившая, что он зелен. Не только «народная мудрость» и художественная литература, но и данные экспериментальной психологии убедительно показывают, что человек ведет себя как существо не столько рациональное, сколько «рационализирующее».

Чтобы
 снять когнитивный диссонанс, порожденный недостижимостью желанного 
лакомства, лисица подводит рациональную базу под свою неудачу: «На 
взгляд-то он хорош, да зелен — ягодки нет зрелой: тотчас оскомину 
набьешь». Изображение с сайта www.radikal.ru
Чтобы снять когнитивный диссонанс, порожденный недостижимостью желанного лакомства, лисица подводит рациональную базу под свою неудачу: «На взгляд-то он хорош, да зелен — ягодки нет зрелой: тотчас оскомину набьешь». Изображение с сайта www.radikal.ru

В частности, многочисленные эксперименты показали, что люди, вынужденные сделать выбор из двух равно привлекательных возможностей (например, между поездкой в отпуск в Париж или в Рим), в дальнейшем склонны преувеличивать ценность того варианта, который они выбрали, и преуменьшать достоинства упущенной альтернативы. Таким способом люди избавляются от «диссонанса после принятия решения» (postdecisional dissonance), то есть от мучительных сомнений в правильности сделанного выбора, которые угрожают их высокому мнению о себе как о разумных существах, способных принимать правильные решения в сложных ситуациях..

Психологи из Мичиганского университета (США) обнаружили, что такое простое действие, как мытье рук, значительно ослабляет этот эффект. Ранее действие умывания на мышление изучалось в основном в связи с различными аспектами морали. Было показано, что мытье рук уменьшает чувство стыда за совершенные в прошлом дурные поступки, а также снижает влияние чувства отвращения на моральные оценки (см.: Chen-Bo Zhong, Katie Liljenquist, 2006. Washing Away Your Sins: Threatened Morality and Physical Cleansing). Это объясняли существованием в нашем мышлении метафорической связи между физической и моральной чистотой. Новые данные говорят о том, что метафорический смысл омовения более широк: возможно, мозг воспринимает его как знак освобождения и очищения от прошлых сомнений и неприятных воспоминаний (по принципу «отрясем его прах с наших ног»).

В первом эксперименте участвовали 40 студентов. Их попросили выбрать из тридцати компакт-дисков с музыкой десять лучших, а затем ранжировать их по качеству. Студенты думали, что участвуют в маркетинговом исследовании. После выполнения задания каждому студенту предлагали в подарок — якобы от щедрот «спонсора» — один из двух дисков на выбор. Это были те диски, которые в «рейтинге» данного студента заняли позиции №5 и 6. Выбрав подарок, каждый участник должен был оценить качество еще одного товара — жидкого мыла. При этом половине участников разрешали только осмотреть бутылочку, а другой половине предлагали испытать ее содержимое в деле, то есть помыть руки. Напоследок студентов просили провести повторное ранжирование тех же самых 10 дисков.

Студенты из первой группы (не помывшие рук) дали достоверно разные оценки качеству выбранного и отвергнутого дисков до и после выбора подарка. Тот диск, который они выбрали, получил при повторной оценке более высокий ранг, чем при первом ранжировании, а отвергнутый диск занял более низкую позицию в рейтинге. Этот результат был ожидаемым. Студенты изменили свое мнение о качестве музыки, чтобы подвести «рациональную базу» под сделанный ранее выбор.

Однако студенты из второй группы (те, которым в ходе выполнения задания пришлось помыть руки) оценили диски в обоих случаях одинаково: различия между позициями дисков в двух рейтингах оказались недостоверными.

Во втором эксперименте участвовали 85 студентов; вместо дисков нужно было оценивать сорта фруктового джема, а жидкое мыло заменили антисептическими салфетками. Результаты получились точно такие же: студенты, «испытавшие» салфетку, не изменили своего отношения к выбранному и отвергнутому варенью, а те, кому пришлось оценивать качество салфетки только по ее внешнему виду, завысили оценку выбранного джема и стали хуже относиться к отвергнутому сорту при повторном ранжировании.

Авторы предполагают, что мытье рук порождает в нашем сознании обобщенную идею освобождения от уз прошлого («начало с чистого листа»), что и приводит к снижению беспокойства по поводу былых грехов или ошибочного выбора. В обоих случаях когнитивный диссонанс, требующий компенсации путем пересмотра собственных взглядов и ценностей, может порождаться тем, что как безнравственные, так и просто ошибочные действия угрожают нашей самооценке. Ведь мы склонны считать себя хорошими и умными, то есть высокоморальными и способными принимать правильные решения в спорных ситуациях. Дальнейшие исследования должны показать, распространяются ли психологические эффекты умывания только на такие «опасные» для нашей самооценки события прошлого или же мытье рук ослабляет и то влияние, которое оказывает на нас память о безусловно хороших и правильных поступках.

Подобные исследования наглядно показывают, насколько несовершенен и нелогичен наш мыслительный аппарат, для которого чисто внутренние, «технические» потребности (такие как потребность сохранения высокой самооценки) подчас куда важнее рациональности и объективной картины мира. Наши на первый взгляд логичные умозаключения порой зависят от физических и физиологических факторов, не имеющих ни малейшего отношения к делу. Именно поэтому, кстати, не следует смеяться над теми учеными, которые при помощи хитроумных и дорогостоящих экспериментов порой подтверждают вещи, кажущиеся самоочевидными. Подобная «очевидность» не слишком надежна, а научный метод как раз для того и придуман, чтобы преодолевать несовершенства нашего природного мыслительного аппарата.

Связь умывания с представлениями о моральной чистоте и с освобождением от груза прошлых ошибок — далеко не единственный пример таких иррациональных мыслительных алгоритмов. Из других связей такого рода, подтвержденных экспериментальной психологией, можно упомянуть ассоциацию между восприятием веса (тяжести) и представлением о важности (значительности) объекта или действия (Jostmann et al., 2009. Weight as an Embodiment of Importance); между представлением об отверженности, исключенности из коллектива и ощущением холода (Zhong & Leonardelli, 2008. Cold and Lonely: Does Social Exclusion Literally Feel Cold?). Остается только удивляться, как на таком шатком фундаменте людям всё-таки удается строить относительно объективную (научную) картину мира.

Источник: Spike W. S. Lee, Norbert Schwarz. Washing Away Postdecisional Dissonance // Science. 2010. V. 328. P. 709.

Просмотров: 780 | Добавил: Леди | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Теги
Архив записей
Календарь
«  Май 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024 |