Ранее было показано, что мытье рук
влияет на некоторые аспекты нашего мышления, связанные с моралью. Новые
эксперименты, проведенные американскими учеными, показали, что
психологический эффект мытья рук распространяется не только на моральную
сферу. Омовение снимает «когнитивный диссонанс», порожденный сомнениями в
правильности сделанного выбора, даже если этот выбор не был связан с
моральными проблемами. В результате у человека снижается потребность в
пересмотре своих ценностей и приоритетов для оправдания принятого ранее
решения.
Теория когнитивного диссонанса (см.: cognitive
dissonance) — одно из классических и наиболее разработанных
направлений в социальной психологии. Люди часто избавляются от
психологического дискомфорта, порожденного противоречивыми мыслями или
желаниями, путем пересмотра своих взглядов. Нам свойственно подводить
«рациональную базу» под уже принятые решения и совершенные поступки и
придумывать изощренные оправдания своим ошибкам и неудачам. Классической
иллюстрацией этого явления является лиса из басни Эзопа, не сумевшая
добраться до винограда и поэтому решившая, что он зелен. Не только
«народная мудрость» и художественная литература, но и данные
экспериментальной психологии убедительно показывают, что человек ведет
себя как существо не столько рациональное, сколько «рационализирующее».
В частности, многочисленные эксперименты показали, что люди,
вынужденные сделать выбор из двух равно привлекательных возможностей
(например, между поездкой в отпуск в Париж или в Рим), в дальнейшем
склонны преувеличивать ценность того варианта, который они выбрали, и
преуменьшать достоинства упущенной альтернативы. Таким способом люди
избавляются от «диссонанса после принятия решения» (postdecisional
dissonance), то есть от мучительных сомнений в правильности сделанного
выбора, которые угрожают их высокому мнению о себе как о разумных
существах, способных принимать правильные решения в сложных ситуациях..
Психологи из Мичиганского университета (США) обнаружили, что такое
простое действие, как мытье рук, значительно ослабляет этот эффект.
Ранее действие умывания на мышление изучалось в основном в связи с
различными аспектами морали. Было показано, что мытье рук уменьшает
чувство стыда за совершенные в прошлом дурные поступки, а также снижает влияние чувства
отвращения на моральные оценки (см.: Chen-Bo Zhong, Katie
Liljenquist, 2006. Washing Away Your Sins: Threatened Morality and Physical
Cleansing). Это объясняли существованием в нашем мышлении
метафорической связи между физической и моральной чистотой. Новые данные
говорят о том, что метафорический смысл омовения более широк: возможно,
мозг воспринимает его как знак освобождения и очищения от прошлых
сомнений и неприятных воспоминаний (по принципу «отрясем его прах
с наших ног»).
В первом эксперименте участвовали 40 студентов. Их попросили выбрать
из тридцати компакт-дисков с музыкой десять лучших, а затем ранжировать
их по качеству. Студенты думали, что участвуют в маркетинговом
исследовании. После выполнения задания каждому студенту предлагали в
подарок — якобы от щедрот «спонсора» — один из двух дисков на выбор. Это
были те диски, которые в «рейтинге» данного студента заняли позиции
№5 и 6. Выбрав подарок, каждый участник должен был оценить качество еще
одного товара — жидкого мыла. При этом половине участников разрешали
только осмотреть бутылочку, а другой половине предлагали испытать ее
содержимое в деле, то есть помыть руки. Напоследок студентов просили
провести повторное ранжирование тех же самых 10 дисков.
Студенты из первой группы (не помывшие рук) дали достоверно разные
оценки качеству выбранного и отвергнутого дисков до и после выбора
подарка. Тот диск, который они выбрали, получил при повторной оценке
более высокий ранг, чем при первом ранжировании, а отвергнутый диск
занял более низкую позицию в рейтинге. Этот результат был ожидаемым.
Студенты изменили свое мнение о качестве музыки, чтобы подвести
«рациональную базу» под сделанный ранее выбор.
Однако студенты из второй группы (те, которым в ходе выполнения
задания пришлось помыть руки) оценили диски в обоих случаях одинаково:
различия между позициями дисков в двух рейтингах оказались
недостоверными.
Во втором эксперименте участвовали 85 студентов; вместо дисков нужно
было оценивать сорта фруктового джема, а жидкое мыло заменили
антисептическими салфетками. Результаты получились точно такие же:
студенты, «испытавшие» салфетку, не изменили своего отношения к
выбранному и отвергнутому варенью, а те, кому пришлось оценивать
качество салфетки только по ее внешнему виду, завысили оценку выбранного
джема и стали хуже относиться к отвергнутому сорту при повторном
ранжировании.
Авторы предполагают, что мытье рук порождает в нашем сознании
обобщенную идею освобождения от уз прошлого («начало с чистого листа»),
что и приводит к снижению беспокойства по поводу былых грехов или
ошибочного выбора. В обоих случаях когнитивный диссонанс, требующий
компенсации путем пересмотра собственных взглядов и ценностей, может
порождаться тем, что как безнравственные, так и просто ошибочные
действия угрожают нашей самооценке. Ведь мы склонны считать себя
хорошими и умными, то есть высокоморальными и способными принимать
правильные решения в спорных ситуациях. Дальнейшие исследования должны
показать, распространяются ли психологические эффекты умывания только на
такие «опасные» для нашей самооценки события прошлого или же мытье рук
ослабляет и то влияние, которое оказывает на нас память о безусловно
хороших и правильных поступках.
Подобные исследования наглядно показывают, насколько несовершенен и
нелогичен наш мыслительный аппарат, для которого чисто внутренние,
«технические» потребности (такие как потребность сохранения высокой
самооценки) подчас куда важнее рациональности и объективной картины
мира. Наши на первый взгляд логичные умозаключения порой зависят от
физических и физиологических факторов, не имеющих ни малейшего отношения
к делу. Именно поэтому, кстати, не следует смеяться над теми учеными,
которые при помощи хитроумных и дорогостоящих экспериментов порой
подтверждают вещи, кажущиеся самоочевидными. Подобная «очевидность» не
слишком надежна, а научный метод как раз для того и придуман, чтобы
преодолевать несовершенства нашего природного мыслительного аппарата.
Связь умывания с представлениями о моральной чистоте и с
освобождением от груза прошлых ошибок — далеко не единственный пример
таких иррациональных мыслительных алгоритмов. Из других связей такого
рода, подтвержденных экспериментальной психологией, можно упомянуть
ассоциацию между восприятием веса (тяжести) и представлением о важности
(значительности) объекта или действия (Jostmann et al., 2009. Weight
as an Embodiment of Importance); между представлением об
отверженности, исключенности из коллектива и ощущением холода
(Zhong & Leonardelli, 2008. Cold
and Lonely: Does Social Exclusion Literally Feel Cold?). Остается
только удивляться, как на таком шатком фундаменте людям всё-таки удается
строить относительно объективную (научную) картину мира.
Источник: Spike W. S. Lee, Norbert Schwarz. Washing Away Postdecisional Dissonance // Science.
2010. V. 328. P. 709.