Мы
часто судим о характере и настроении человека по его мимике. Пытаясь
понять и оценить человека, распознать его еще не проявившиеся
психологические свойства, мы, в первую очередь, фокусируем внимание на
его лице. При этом наше сознание опирается не столько на черты лица,
сколько на
выразительные движения —
мимику, и это вполне
оправданно. Достоверность физиогномических выводов спорна, но по
выразительным признакам, возникшим в результате движений мускулатуры
лица, мы с достаточно большой долей уверенности можем делать те или иные
психологические выводы.
Многие мимические движения мы осуществляем сознательно, стремясь
выразить или подчеркнуть то или иное настроение: улыбаемся в знак
доброго отношения, хмурим брови, чтобы продемонстрировать недовольство и
т. п. Однако во всех подобных случаях лицевые мышцы осуществляют те же
самые движения, которые и без сознательного контроля выступают
естественной реакцией на события.
Интерес. С первых дней жизни
человека его интерес может проявляться одним-единственным мимическим
движением в одной из областей лица — приподнятыми или слегка сведенными
бровями, перемещением взгляда по направлению к объекту, слегка
приоткрытым ртом или сжатием губ. Каждое из этих движений, как само по
себе, так и в комбинациях, может свидетельствовать об интересе.
Радость. Радость — это одна из
простейших эмоций с точки зрения мимического выражения. Простейшая
улыбка возникает в результате сокращения всего одной пары мышц —
скуловых. Сокращаясь, они оттягивают и слегка приподнимают уголки рта.
Настоящая искренняя улыбка обычно вызывает сокращение круговых мышц
глаза, от которых появляются легкие морщинки (так называемые «гусиные
лапки»). Одновременное сокращение мышц глаза приподнимает щеки и создает
легкий прищур.
Улыбка. Выделяют три типа
улыбки: искреннюю, фальшивую и несчастно-жалобную.
Фальшивая улыбка имеет две
разновидности. Она выражает не столько радость, сколько желание казаться
веселым. С помощью притворной улыбки человек пытается скрыть от
окружающих свои негативные эмоции.
Как отличить фальшивую улыбку от искренней? Фальшивой улыбке
свойственна относительная
пассивность круговых мышц глаза,
в результате чего щеки почти не приподнимаются, отсутствуют характерные
морщинки у внешних уголков глаз. При особой нарочитости улыбки, когда
сокращение скуловых мышц достаточно заметно
приподнимет щеки, ее бывает
трудно отличить от настоящей улыбки.
Фальшивая улыбка бывает, как правило,
асимметричной, с большим
смещением в левую сторону у правшей. От искренней улыбки она отличается
также продолжительностью: ее кульминационный период длится дольше
обычного, период «развертывания», наоборот, короче. Поэтому фальшивая
улыбка появляется на лице внезапно и так же внезапно исчезает, в отличие
от истинной улыбки, которая угасает постепенно.
Несчастную улыбку описывают,
как улыбку, наложенную поверх мимического выражения негативной эмоции.
Человек чем-то расстроен, чувствует себя несчастным, однако вопреки
своим чувствам и их очевидности для окружающих, он пытается изобразить
улыбку. Любой мало-мальски внимательный наблюдатель легко распознает
такую улыбку — она малоубедительна, за ней, как правило, скрывается
совсем иное мимическое выражение.
Удивление. В момент удивления
наш разум как будто становится пустым, все мыслительные процессы словно
приостанавливаются. Именно поэтому реакция удивления не получает
достаточного осмысления. Переживание этой эмоции напоминает легкий удар
электрическим током: наши мышцы мгновенно сокращаются, и мы чувствуем
легкое покалывание от проходящего по нервам разряда, которое заставляет
нас вздрагивать. Испытывая удивление, мы не знаем, как реагировать на
стимул — его внезапность порождает чувство неопределенности. Удивление
легко распознается. Брови высоко подняты, в результате чего на лбу
появляются продольные морщины, а глаза расширяются и округляются.
Приоткрытый рот принимает овальную форму.
Печаль. У опечаленного человека
внутренние концы бровей приподняты и сведены к переносице, глаза слегка
сужены, а уголки рта опущены. Иногда можно наблюдать легкое
подрагивание слегка выдвинутого подбородка. В зависимости от возраста
человека и интенсивности переживаемой печали ее мимическое выражение
может сопровождаться плачем. Мимически печаль держится в течение
нескольких секунд, но ее переживание может длиться дольше. Обычно она
так или иначе выдает себя, хотя ее признаки могут быть почти
неуловимыми. Лицо выглядит поблекшим, лишенным мышечного тонуса, глаза
кажутся тусклыми. Опечаленный человек разговаривает мало и неохотно,
темп его речи замедлен.
Многие люди подавляют выражение печали, пытаясь улыбаться и сохранять
невозмутимое, спокойное выражение лица, скрывать его под маской другой
эмоции. Однако от взгляда внимательного наблюдателя не ускользнут
проявления печали, даже если они мало выражены. В состоянии печали веки и
уголки губ опускаются. Во время сближения бровей кожа между ними
собирается в небольшие поперечные и вертикальные складки. При
прищуренных глазах со взглядом, устремленным в пространство, лицо
выражает размышление.
Гнев. Мимическое выражение
гнева включает в себя весьма характерные сокращения лобных мышц и
движения бровей. Брови опущены и сведены, кожа лба стянута, образуя на
переносице или прямо над ней небольшое утолщение. При этом у взрослого
человека между бровями пролегают глубокие вертикальные морщины.
Отмечаются изменения и в области глаз. Из-за нависших бровей глаза
сужаются и приобретают угловатую, заостренную форму. Взгляд при этом
фиксируется на источнике раздражения или гнева, что указывает на
направленность агрессии.
При врожденном выражении гнева рот распрямляется, приобретая
прямоугольную форму. Губы сжимаются, превращаясь в две тонкие
параллельные линии, при этом они могут слегка выпячиваться. Углы рта
становятся резко очерченными. Зубы стиснуты, иногда в этом состоянии
человек скрежещет зубами. Чаще всего, это происходит абсолютно
непроизвольно. Кстати, в состоянии сильного гнева человек может начать
громко и «выразительно» смеяться. В момент гнева брови сильно
сдвигаются, губы сжимаются, глаза устремлены на предмет, вызвавший
ненависть, или «блуждают» по сторонам при воспоминании о тяжелом
прошлом.
Отвращение. При отвращения
нахмуриваются брови и морщится нос, приподнимается верхняя губа, а
нижняя опускается, рот приобретает угловатую форму. Язык слегка высунут,
как будто выталкивает попавшее в рот неприятное вещество.Дети,
испытывая отвращение, высовывают язык и говорят «фу» или «бе», взрослые
могут выразить данную эмоцию лишь движением верхней губы или едва
заметным сморщиванием носа. Эти движения порой настолько неуловимы, что
могут остаться незамеченными для окружающих. Иногда они непроизвольны, и
человек не осознает, что испытывает отвращение.
Презрение. Презрение — это
комплексное пантомимическое выражение. Изображая презрение, человек
становится выше: он выпрямляется, слегка откидывает голову и смотрит на
источник эмоции, как будто сверху вниз. Всем своим видом он как бы
показывает свое превосходство над «соперником». В момент презрения
приподняты брови и верхняя губа, могут сжиматься уголки губ, рот слегка
приподнимается и в смежной с углами рта области щек образуются небольшие
симметричные углубления. Могут быть приподнята бровь или откинута назад
и вбок голова.
Стыд. Мимические выражения
стыда и смущения схожи. Когда человек испытывает стыд, он прячет глаза,
отворачивается или опускает голову. Движения его тела и головы
демонстрируют стремление стать меньше, чем он есть на самом деле.
Человек испытывает желание «сбежать с места преступления», спрятаться,
сделаться незаметным. Дарвин отмечал, что именно глаза являются типичным
средством выражения стыда. Они, как правило, опущены или «бегают» из
стороны в сторону, веки прикрывают глаза, глаза могут быть полностью
закрыты. У некоторых людей на лице появляется стыдливый румянец. Иногда
человек прячет взгляд, чтобы скрыть переживание стыда, либо задирает
подбородок, подменяя стыдливый взгляд взглядом презрительным, старается
стать как можно менее заметным, не попадаться на глаза — и все для того,
чтобы его переживания остались при нем. Человек может горделиво
закидывать голову, выпячивать подбородок, но при этом избегать прямого
взгляда.
Вина. Трудно однозначно
определить внешние или внутренние признаки вины. Легко спутать стыд и
вину, принять одну эмоцию за другую, ведь одинаковые или схожие ситуации
служат причиной для переживания и стыда, и вины. Каждая из этих эмоций
связана с желанием скрыть что-либо или что-то исправить.
Страх и тревога. К внешним
признакам страха можно отнести настороженный и напряженный взгляд,
направленный на объект, в сочетании с полным отсутствием движений,
человек дрожит, плачет, съеживается, стремится убежать или спрятаться.
Некоторые люди, испытывая страх, улыбаются или смеются. Иногда мы идем
навстречу своему страху, то есть предпринимаем попытки исследовать
пугающий объект. В момент страха брови приподняты и слегка сведены к
переносице, в результате чего горизонтальные морщины в центре лба
становятся глубже, чем по краям. Глаза широко открыты, верхнее веко
бывает слегка приподнято, в результате чего виден белок глаза между
веком и зрачком. Углы рта резко оттянуты вниз, рот обычно приоткрыт.
Смущение. Эмоция смущения
сопровождается минимальными мимическими проявлениями, но каждый из нас
вполне уверенно отличает эту эмоцию от других. Нет ни одной
поведенческой или мимической реакции, которые можно было бы
безоговорочно и однозначно приписать к эмоции смущения. Если человек
прячет глаза, отворачивается или опускает голову, его поведение можно
расценить как проявление этой эмоции, но эта же реакция обнаруживается и
при выражении стыда. Они отличаются друг от друга улыбкой, пробегающей
по лицу человека, прежде чем он спрячет взгляд или отвернется. Зачастую
смущенный человек, отвернув или опустив голову, украдкой посматривает на
«источник смущения». Кроме того, в данный момент лицо человека может
резко и сильно покраснеть.http://www.elitarium.ru/2009/05/29/osnovy_mimiki.html
|